Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Нахманович, Пётр Абрамович: биография

В это же время АвтоВАЗ испытывал серьёзный дефицит долгосрочных кредитных ресурсов. Валютная прибыль от экспорта поступала нерегулярно и в меньших, чем планировалось, объёмах. Государственные субсидии сократились с падением цен на нефть, да и направлялись преимущественно на строительство отраслевого научно-технического центра АвтоВАЗа. Государственный «Промстройбанк», отвечавший за финансирование предприятий машиностроения, практически не получал бюджетных средств на эти цели.

В подобной обстановке Петру Нахмановичу на глаза попалась газета «Известия», в которой сообщалось о создании двух государственных холдингов: «Энергомаш» и «Технохим», в состав которых, среди прочих организаций, должны были войти и банки. С идеей создания аналогичного коммерческого банка при АвтоВАЗе, структуры, потенциально способной решить многие задачи, стоявшие перед финансовой службой предприятия, он обратился к Ясинскому, который её немедленно одобрил, поручив Нахмановичу заниматься всеми организационными вопросами и согласованиями.

Оказалось, что создание коммерческого банка в социалистическом государстве весьма сложная затея. В стране отсутствовали законы о банках и банковской деятельности, отсутствовало залоговое законодательство, вексельное право, законы о банкротстве и страховании рисков, были запрещены любые операции с валютой, преследовались спекуляции, то есть была прямо запрещена основная деятельность любого банка — покупка денежных средств по одной цене и их продажа по другой. Не существовало никакой государственной поддержки, напротив, огромные налоги зачастую вводились задним числом, законодательство РСФСР и СССР по ряду пунктов противоречило друг другу. Зарегулированность различными запретами банковской деятельности доходила до того, что у некоторых банков не было даже договоров на обслуживание клиентов, считалось не нужным.

Неудивительно, что многие опытные коллеги-экономисты не понимали, как можно в подобных условиях создавать коммерческий банк, и называли инициаторов авантюристами. Однако же благодаря настойчивости Нахмановича дело двигалось. Коммуникабельность, просчитанная аргументация проекта, личные контакты Нахмановича и Ясинского, а также коммерческие связи АвтоВАЗа, позволили им успешно договориться и включить в число учредителей создаваемого банка, помимо АвтоВАЗа и других промышленных предприятий, самые серьёзные финансовые структуры страны: Сбербанк, Внешэкономбанк и Промстройбанк.

14 октября 1988 года на учредительном собрании Пётр Абрамович Нахманович был назначен председателем правления нового банка: «АвтоВАЗбанк». 16 ноября 1988 года правление Госбанка СССР зарегистрировало учредительные документы и устав банка под номером 23.

АвтоВАЗбанк

2 января 1989 года Пётр Нахманович приступил к исполнению своих обязанностей председателя правления банка, а уже 1 февраля он уехал в трёхмесячную командировку в ФРГ, изучать опыт работы западногерманских банков и бирж. Оттуда он привёз несколько ящиков иностранной литературы о банковском деле, которую с помощью переводчиков спешно изучали сотрудники нового банка.

Банк создавался на кадровой базе финансового управления АвтоВАЗа и местного отделения Промстройбанка, переведшего в АвтоВАЗбанк все объёмы своей работы и клиентуру. Помещение также перешло от Промстройбанка: три обычные квартиры на первом этаже жилого дома с единственным телефоном. И если проблема с помещениями первое время решалось арендой офисов в различных организациях, то кадровый вопрос был значительно серьёзней. В СССР просто не было специалистов по управлению коммерческим банком. Кроме того, начинание находило поддержку далеко не у всех, в частности некоторые высокопоставленные сотрудники банка впоследствии вспомнали, что при переходе из Промстройбанка в АвтоВАЗбанк им предлагалось приложить все усилия, чтобы развалить новую структуру. Даже бывшие коллеги Нахмановича по финансовому управлению АвтоВАЗа, опытные экономисты и организаторы производства, в большинстве своём скептически относились к банку. Никто не хотел терять приличные должности, соответствующую зарплату и отличные социальные льготы, предлагаемые АвтоВАЗом при переходе на новую работу.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ