Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элиша бен Абуя: биография

В беседах Элиши с р. Меиром нет ни малейшего намёка на его свободомыслие и вообще ничего такого, что отличало бы его от всех прочих законоучителей того времени. Судя по свидетельству Талмуда, Элиша никогда не пытался совращать р. Меира с пути истины. Что же касается его призывов изучать ремёсла вместо Торы, то подобные взгляды, в сущности, разделяли и многие другие законоучители, также настаивавшие на изучении ремёсел. В то же время, рассказы о желании Ахера вернуться к Богу и его собственном убеждении, что для него нет возврата, при всей их загадочности рисуют, в сущности, человека, уже вернувшегося к Богу.

  • Позднейший Мидраш «Ган Эден ве-Гехинном» («Рай и Ад»), хотя и помещает Ахера в седьмом отделе ада, среди грешников, терзаемых ангелом Далкиилем, вместе с тем прибавляет: «но Элиша спасается; рука, оттолкнувшая его, принимает его обратно»;
  • Рабби Гай Гаон, толкуя рассказ о «Саде познания», объясняет, что Ахер полагал, что в мире господствуют две силы, подобно тому как персы признают Ормузда и Аримана.
  • Маймонид во Введении к трактату Мишны Зраим замечает: «мы не считали Элишу-Ахера в числе таннаев вследствие известного обстоятельства»;
  • А. Брюлл (Andreas Brll) считает Ахера склонным к христианству;
  • Карл Зигфрид (Karl Adolf Siegfried) считает Ахера представителем филоновских идей;

В художественной литературе

В период Хаскалы (еврейского Просвещения) образ Ахера, наряду с образом Уриэля Акосты, стал символом борьбы с условностями ортодоксального иудаизма.

Ахеру посвящены следующие тексты:

  • Йеллинек, Адольф, Elischa ben Abuja, Лейпциг, 1847; (нем.)
  • Переработка первой части «Фауста» Гёте на иврите, сделанная Максом (Меиром) Леттерисом носит заглавие («Бен-Абуйя»), Вена, 1865 (в предисловии автор сравнивает Элишу с немецким чернокнижником; (иврит)
  • М. Д. Хоффманн (M.D. Hoffmann), Toldot Elischa ben Abuja, Вена, 1880; (нем.)
  • Самуэль Бек (Samuel Bck), Elischa ben Abuja-Acher, quellenmssig dargestellt, Франкфурт-на-Майне, 1891; (нем.)
  • венский публицист Натан Бирнбаум писал по псевдонимом «Mathias Acher»;
  • пьеса Якова Гордина «Эиша бен Абуя», 1906; (идиш)
  • поэма Элиши Родина «Ахер» (образ Элиши увлёк Родина ещё в ранней юности, и он даже взял себе имя Элиша); (идиш)
  • В собрании стихотворений Михаила Закса (Michel Sachs), Stimmen vom Jordan und Euphrat, Берлин, 1852; 3 изд., 1890, помещён цикл стихотворений, посвящённых Ахеру (стр. 145—156); (нем.)
  • драма В. М. Волькенштейна «Ахер», 1922; (рус.)
  • IV акт трагедии «Уриель Акоста» Карла Гуцкова, 1847 (русские переводы 1872, 1955); (нем.) (рус.)
  • стихи Мартина Бубера, посвящённые Ахеру; (нем.)
  • роман Милтона Стейнберга «As A Driven Leaf» («Как сорванный лист»), 1939; (англ.) (рус.)
  • Альберт Ассараф (Albert Assaraf), L’hrtique: Elicha ben Abouya ou l’autre absolu, Париж, Balland, 1991; (фр.)
  • Шимон Балас ( ), ивр. (англ. Outcast), Тель-Авив, 1991; (иврит) (англ.)
  • Нурит Бээри ( ), ивр. - , ( , 2007);  (иврит)
  • рассказ Алексея Васильева «Мидраш ди рабби Ахер, 18: 1-10»; (рус.)
  • в романе Г. Л. Олди, А. Валентинова и М. и С. Дяченко «Рубеж» Элиша бен Абуя является одним из персонажей

Литература

  • «Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и мидрашей». Перевод С. Г. Фруга. Москва, Раритет, 1993, ISBN 5-85735-076-X .
  • Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.

Сноски и источники

  1. Талмуд, Моэд Катан 20а
  2. По другому варианту, однако, это был не Элиша бен Абуя, a Иошуа бен Элиша; трактат же Смахот приводит указанную галаху анонимно.
  3. Мидраш Рут Раба, VI
  4. Тосефта, Хагига, II, 3
  5. Вавилонский Талмуд, Хагига 15а; Иерусалимский Талмуд, Хагига, II, 77б)
  6. Мишна, Авот IV, 20
  7. 1 2 3 Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  8. Иерусалимский Талмуд, Хагига, II, 1;Рут Раба, VIII; Коэлет (Экклезиаст) Раба, VII, 18; Мидраш Зута, Коэлет, VII, 8
  9. или, по вавилонской версии, его внуком
  10. Тосефта, Хулин, XIV; Вавилонский Талмуд, Хулин 142а
  11. Вавилонский Талмуд, Кидушин 39б
  12. по версии Вавилонского Талмуда, язык принадлежал р. Хуцпиту
  13. Талмуд, Хагига 15а
  14. поскольку полагал, что все ангелы должны стоять
  15. 1 2 Талмуд, Хагига 15б
  16. Тосефта, Хала, I, 10; Мишна, Иебамот, IV, 13
  17. Иерусалимский Талмуд, Хагига
  18. Мидраш Зута, Коэлет (Экклезиаст), VII, 8
  19. Талмуд, Хораиот 13б
  20. Талмуд, Сота 12а
  21. Мидраш Берешит (Бытие) Раба, 65; Коэлет (Экклезиаст) Раба, I, 25
  22. Отсюда следует, что рабби Акивы тогда уже не было в живых.
  23. Мнения источников расходятся по вопросу о том, откуда послышался этот голос; в одном из них (Мидраш Коэлет Раба) сказано: из Святая святых Иерусалимского храма; согласно другому источнику, голос раздался позади синагоги.
  24. Подобный взгляд на грешников существует в иудаизме лишь по отношению к человеку, который не только сам грешил, но соблазнял и других (Мишна, Авот, V; Иома, 87а
  25. Талмуд, Хагига, 15а
  26. ср. Суд. 19:29
  27. Ср. Тосефта, Хораиот, 11, 5
  28. Мишна, Авот, I, 10; II, 2; Иерусалимский Талмуд, Пеа, I, 15в
  29. Тшувот ха-Геоним, § 99
  30. См/ также «Путеводитель растерянных», I, 32;
  31. Brll, «Mebo ha-Mischnah», I, 213
  32. Siegfried, Philo, 1875, 285—287
  33. Информация об издании: «Как сорванный лист: роман»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ