Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Элиша бен Абуя

Элиша бен Абуя

Другое

еврейский мыслитель третьего и четвёртого поколения эпохи таннаев


Элиша бен Абуя (др.-евр. ) — еврейский мыслитель третьего и четвёртого поколения эпохи таннаев (I—II вв. н. э.). За свои взгляды, значительно отличающиеся от учения других талмудистов, прослыл еретиком и вероотступником, получив прозвище Ахер (др.-евр.  — другой).

Сведения из Талмуда

Сведения об Элише бен Абуе довольно отрывочны. Талмуд рассказывает о многих событиях его жизни, начиная с его рождения в семье богатого иерусалимца и кончая печальной судьбой его дочерей, дошедших до нищеты и голода. Наиболее яркие контуры его личности обрисованы в Иерусалимском Талмуде.

Его отец, Абуя, был значительным лицом в Иерусалиме. После рождения сына он пригласил на обрезание сына знатнейших людей города и знаменитых учёных с рабби Иохананом бен Заккаем во главе. В том числе были приглашены рабби Элиэзер и рабби Иошуа. Услышав их беседу и увидев почести, которыми пользовались эти учёные, Абуя пришёл в восторг и дал обещание, что его сын посвятит свою жизнь изучению Торы. В этом Ахер впоследствии видел сам одну из причин своего падения.

Элиша стал одним из выдающихся знатоков Торы. Согласно одной вавилонской Барайте, Элиша бен Абуя стоял во главе группы старейшин, занимавшихся исследованием законов. А согласно Мидраш Рут Раба, о нём говорили, что послушать речи «такого мудрого и великого в познании Торы учителя, как он», собиралось множество людей даже в самой Тверии (бывшей в то время духовным центром в Земле Израиля).

В Тосефте, и затем в Талмуде он называется в числе четырёх мудрецов таннаим, вошедших в Пардес. Следует отметить, что в Тосефте четвёртый мудрец не назван по имени, а зовётся «Ахер»; в позднейших источниках Ахер отождествляется с Элишей бен Абуя.

Элиша бен Абуя известен также как автор афоризма в трактате Авот:

  • «Кто изучает науку в юности, подобен пишущему чернилами на новой бумаге, a кто начинает учение в старости, подобен пишущему чернилами на стёртой бумаге».

В то же время, в версии Авот де рабби Натан эта притча приписывается другим мудрецам, a от имени Элиши бен Абуя приводится целый ряд других притч, из них четыре на тему о важности соответствия между приобретением познаний и добродетельной жизнью. Например:

  • «Человек, много учившийся и вместе с тем ведущий добродетельную жизнь, подобен человеку, который строит кирпичные стены на каменном фундаменте; сколько воды ни скопилось бы y основания стены, она не тронется с места; человек же, много учившийся, но не творящий добра, подобен тому, кто возводит каменную стену на кирпичном фундаменте: самый незначительный ручей в состоянии снести её».

Кроме того, Элиша говорит о тех трудностях, с какими сопряжено приобретение знания, и как легко утратить его.

  • «Приобретается знание столь же трудно, как золотая посуда, a утрачивается так же легко, как стеклянная».

Многие полагают, что в притчах Элиши бен Абуя содержится намёк на рабби Акиву, который принялся за учение уже в зрелом возрасте. Это мнение, однако, маловероятно, так как Элиша относится с большим уважением к рабби Акиве. Во всяком случае, в упомянутых притчах и сказаниях нет ни малейшего намека на отступничество Элиши.

Причины отхода Элиши от веры

О причинах отступничества хера мнения повествователей расходятся.

  • По словам одних, мать его, будучи беременной, проходила однажды мимо языческого храма и восприняла в себя дух нечистый.
  • Другие рассказывают, что виновником всего был отец хера, посвятивший его учению не из любви к Торе, a из тщеславия (или из веры в мистические силы).

Более вероятны, однако, предположения, основанные на событиях из жизни самого Элиши.

  • Однажды во время пребывания в Генисарете он был свидетелем несчастного случая, постигшего человека, соблюдавшего закон, за исполнение которого Тора обещает долголетие, в то время как другой, нарушивший этот же закон, остался цел и невредим. Элиша задумался над произошедшим, усомнившись в учении иудаизма о мировой правде и возмездии. По-видимому, его не удовлетворила мысль, высказанная раньше его р. Яковом, что долголетие, о котором говорит Тора, означает вечную жизнь в загробном мире. Более того, в трактате Кидушин сообщается, что р. Яков сам был свидетелем подобного факта, приведшего Элишу к отрицанию божественной справедливости.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ