Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элиша бен Абуя: биография

В другом варианте прибавляется, что Элиша бен Абуя высказал р. Меиру сомнение в том, возможен ли для него возврат на путь истины (Тшува). Р. Меир предложил ему ходить из одной школы в другую и гадать о своей будущности по словам учеников. И они переходили из школы в школу, где спрашивали детей о том, какой стих из Св. Писания они изучали сегодня. Везде они услышали ответы, содержавшие дурные предзнаменования Элиши бен Абуя. В последней, тринадцатой, школе они наткнулись на косноязычного мальчика. На предложение р. Меира произнести какой-нибудь стих из Св. Писания он произнёс 50-й стих из Псалмов: «нечестивому Бог сказал: для чего тебе толковать о моих законах». И в устах мальчика слово (ле-раша — нечестивому) звучало как (ле-Элиша — Элише). Тут Элиша воспламенился гневом и пронзил мальчика ножом; он разрезал его на тринадцать частей и разослал их по всем синагогам, поправшим ранее честь его. По другому сообщению, он не зарезал мальчика, a «чуть было не убил его».

Перед смертью рабби Меир всё-таки снова посетил Ахера и призвал его покаяться. Элиша возразил ему: «Что стоит раскаяние умирающего?» Рабби Меир ответил на это стихом из Псалмов: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: „возвратитесь, сыны человеческие!“» (Пс. 89:4) и сказал, что никогда не поздно раскаяться и вернуться к Богу. Элиша залился слезами и умер, что рабби Меир интерпретировал как знак раскаяния учителя.

После смерти

Рабби Меир перенёс смерть учителя со смирением и твёрдостью, веря, что его последние минуты были посвящены примирению с Богом. Окружающие обратились к р. Меиру с вопросом: «Если тебя спросят на том свете, с кем ты хочешь быть вместе: с отцом своим или учителем, что ответишь?» «Учитель мне дороже отца». — «А послушают ли тебя?» — «О да! Есть галаха: В субботу спасают от пожара футляр Торы ради самой Торы. Точно так же спасён будет Элиша-Ахер ради Торы, которую он изучал».

По версии Иерусалимского Талмуда, по смерти Элиши с неба сошёл огонь, охватив его могилу, а р. Меир распростёр свой плащ, охраняя её от пламени. «Успокойся, — сказал он, — здесь в этом мире; там, если Всеблагой не простит тебя, я искуплю тебя, клянусь Богом!» Тогда огонь потух. Согласно Вавилонскому Талмуду, на Небесах Элиша не мог рассчитывать на Вечную жизнь, поскольку отрёкся от Торы публично, но, вместе с тем, не мог быть отправлен и в Шеол, в награду за постигнутую им мудрость Торы. Р. Меир, узнав об этом, пообещал «Когда умру — произведу дым на его могиле!» с тем, чтобы Элиша был отправлен в Шеол и смог искупить свои грехи. И действительно, после смерти р. Меира из могилы Элиши пошёл дым. Тем не менее, р. Йоханан заметил, что этого недостаточно и пообещал после своей смерти вознести Элишу в Грядущий мир. Согласно свидетельству Талмуда, после смерти р. Йоханана, действительно, дым на могиле Элиши иссяк и было провозглашено, что Ахер вошёл в Рай.

Иерусалимский Талмуд сообщает, что через некоторое время после смерти Ахера его дочери обратились к р. Иегуде ха-Наси с просьбой о помощи. Ho p. Иегуда не пожелал их выслушать и резко приказал им покинуть его. Тогда дочери Ахера сказали: «Помяни знания отца нашего, a не дела его». — Слова эти тронули р. Иегуду до слёз, и он исполнил их просьбу. По словам Вавилонского Талмуда, он отнёсся к ним ещё строже; увидев их, он произнёс: «Неужели y этого человека есть ещё потомство на свете?». Тогда с неба сошёл огонь и окружил его кресло. Патриарх заплакал и воскликнул: «Если небо заступается так за тех, которые изучали Тору, но пренебрегли ею, то как оно должно заступится за тех, которые дорожат ею!»

Образ Ахера

В еврейской традиции

Личность Ахера издавна служила предметом разногласий многих еврейских комментаторов и историков; в глазах одних он опасный еретик, другие же, свободомыслящие, прославляли его как глашатая свободы.

Сопоставляя разноречивые сказания об Элише-Ахере в талмудических источниках и принимая во внимание стремление талмудистов создать тип религиозного отступника, который соответствовал бы типу библейских апостатов, какими агадисты выставляли обычно Иеровоама, Доика и Ахитофела, — можно прийти к следующему выводу. Носитель странного прозвища Ахер представляет, по-видимому, тип еретика-отрицателя; и то обстоятельство, что упоминание о нём нашло место не в трактате Сангедрин, среди лиц, лишённых удела в будущей жизни, a в трактате Хагига, где обсуждаются предметы, изучение которых обусловлено разными ограничениями, — указывает на то, что речь идёт об отступнике теоретическом.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ