Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Элиша бен Абуя: биография

  • В другой раз Элиша увидел собаку, державшую в зубах язык мученика Иегуды бен ха-Нахтума, убитого римлянами. Он воскликнул тогда с горьким упрёком: «Нет правды в мире, нет возмездия после смерти».

В Вавилонском Талмуде отступничеству Элиши придаётся более умозрительный характер: Ахер, при входе в «Пардес», проник гораздо дальше, чем было позволено, и увидел восседающего там ангела Метатрона. Элиша до того был поражён увиденным, что принял его за Бога и принялся «разрушать насаждения». С тех пор Ахер стал утверждать, что миром управляют два Бога, а не один. Согласно этой версии, в попытке найти объяснение существования зла в мире Элиша доходит до дуалистического мировоззрения.

Талмуд также добавляет, что отступничество Ахера было обусловлено ещё и тем, что тот изучал греческую мудрость (философию) и еретические книги, а в его доме постоянно были слышны греческие песни.

Происхождение прозвища «Ахер»

Согласно Талмуду, имя «Ахер» впервые дала ему одна женщина. Некоторые полагают, что «Ахер» означает «некий», «какой-то» — местоимение, употребляемое в тех случаях, когда не хотят называть по имени того человека, о котором идёт речь. Более вероятно, однако, что имя Ахер (букв. «другой») было ему присвоено после того, как он изменил своё мировоззрение и поведение и стал другим, новым человеком.

После отступничества

Образ жизни Элиши в скором времени радикально изменился: он перестал соблюдать заповеди, прилюдно нарушал субботний покой и всячески вредил еврейскому закону, поощряя к этому окружающих. Иерусалимский Талмуд рассказывает, что он погубил многих ревнителей закона. В том числе он посещал школы и настраивал учеников против изучения Торы, называя это ненужным занятием и советуя им лучше учиться разным ремёслам: столярному, портняжному и т. д.. Он носил при себе еретические книги, и нередко случалось, что во время лекции они выпадали y него из-за пазухи.

Рассказывают, что во времена римских преследований периода царствования Адриана (117—138) Ахер препятствовал соблюдению субботнего покоя и покровительствовал нарушителям закона.

Взаимоотношения с рабби Меиром

Многие считают Элишу бен Абуя учителем рабби Меира; и действительно, оба любили прибегать к притчам и аллегориям; р. Меир, так же как и Элиша, изучал греческий язык и был другом философа Авнимоса ха-Гарди. Согласно Вавилонскому Талмуду, р. Меир также не пользовался особой благосклонностью неба. В Мишне он часто цитируется не по имени, a под названием «Ахерим» — другие, возможно намекая на то, что он был учеником Ахера. С другой стороны, в Мишне часто наблюдается разногласие между р. Меиром и «Ахерим». Тосафисты объясняют, что под названием «Ахерим» р. Меир цитируется лишь в тех случаях, когда он приводит не своё мнение, a взгляды Элиши. В оправдание его отношения к Ахеру мудрецы Талмуда приводят следующее изречение: «р. Меир нашёл гранатовое яблоко, внутренностью воспользовался, a шелуху выбросил».

Рассказывается, что однажды р. Меир сидел в синагоге в Тверии и читал свою субботнюю лекцию, как вдруг он заметил из окна Элишу, ехавшего верхом на лошади; тогда р. Меир прервал свою лекцию и пошёл за ним. Элиша обратился к нему с вопросом: «Лучше ли учиться в юности или в старости?» Ответы р. Меира, по-видимому, не удовлетворили Элишу, и он изложил ему мнение рабби Акивы об этом предмете: «Твой учитель Акива не так говорил; горе нам, что мы потеряли его».

Когда р. Меир прошёл за городом расстояние, дозволенное в субботу, Элиша напомнил ему, что пора ему вернуться обратно. Меир воскликнул: «Вернись и ты, Элиша!», на что Элиша с грустью ответил, что для него это уже нвозможно, поскольку однажды проходя в Йом-Кипур мимо синагоги он услышал Глас с Небес (Бат-Кол): «Да вернутся ко Мне все дети Мои — кроме Ахера, ибо он познал Моё могущество и восстал против Меня».

В Вавилонском Талмуде отношения Элиши бен Абуя к р. Меиру переданы в двух вариантах.

Первая версия рассказывает, что Элиша бен Абуя спросил р. Меира о значении стиха Экклезиаста (Екк. 7:14), но, не удовлетворённый ответом, сам разъяснил ему смысл стиха от имени рабби Акивы. После этого Элиша спросил р. Меира о значении стиха «Не сравнится с мудростью золото и стекло» (Иов. 28:17). Р. Меир ответил словами Ахера же (Авот де р. Натан), что знание приравнивается к этим двум предметам потому, что оно трудно достается, как первое, и легко растрачивается, как второе. «Но твой учитель Акива, — говорит хер, — иначе это объяснил: знание приравнивается золоту и стеклу в том смысле, что, подобно тому, как сосуд из золота и стекла никогда не пропадает: если он будет разбит, то обломки могут быть переплавлены в новый сосуд, так же точно, если человек со знанием сойдет с прямого пути, он легко может исправиться». — «Исправься и ты!» — взывает к нему р. Меир. «Нет, — отвечает Элиша, — я давно уже слышал голос из-за завесы: „вернитесь все, кроме Ахера“».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ