Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Холодная, Вера Васильевна: биография

Популярность Веры Холодной не угасла после её смерти. Так, в Каунасе (что примечательно, столице межвоенной Литвы) фильм «Жизнь за жизнь» с участием покойной кинозвезды имел «обычный успех» уже в 1923 году — спустя четыре года после её кончины.

Семья

От брака с Владимиром Холодным у Веры родилась дочь Евгения. Ещё одну девочку, Нонну, супруги удочерили. Муж Веры принимал участие в Первой мировой войне, в 1915 году он был тяжело ранен в ногу под Варшавой и награждён за храбрость золотым оружием. Из-за ранения Владимир был вынужден вернуться в Москву. Известие о смерти жены он перенёс тяжело и пережил её ненадолго — вскоре после кончины супруги Владимира Холодного арестовали представители ГПУ. Их дочь Евгения рассказывала: «В нашей московской квартире чекисты штыками распороли подушки, вскрыли стены; затем всю обстановку и мебель увезли. Прабабушку и сестру не тронули. Они и носили передачи отцу в тюрьму, пока им не сказали, что больше в этом нет необходимости — моего отца расстреляли в конце 1919 года». Родной брат Владимира, Николай Холодный, был учёным-ботаником, академиком АН УССР. Впоследствии его имя было присвоено Институту ботаники АН УССР (позднее — Украины).

Сестра актрисы Софья после смерти Веры так и осталась в Одессе, стала балериной Одесского театра оперы и балета, вышла замуж и родила двоих детей. Другая сестра, Надежда, в 1919 году вышла замуж за грека и приняла греческое подданство. Взяв на воспитание обеих дочерей покойной сестры, в 1920-х годах она перебралась в Стамбул.

Человеческие качества

Вера Ханжонкова отмечала такие качества Холодной, как трудолюбие, скромность и выносливость. В то же время актрисе «был совершенно чужд активный, драматический порыв сильных страстей, воля к борьбе», как писал Чеслав Сабинский. Александр Мгебров выделял в актрисе «исключительную ласковость и приветливость ко всем». Описывая Холодную такой, какой она была ещё задолго до пика своей популярности, в период посещения кружка молодых артистов МХТ, Мгебров свидетельствовал: «Она не знала ни утомления, ни отдыха, и была душою всего нашего, по-настоящему тогда вдохновенного, горения».

Сестра актрисы Софья писала о том, что та много читала; из русских авторов предпочитала Пушкина, Толстого, Достоевского и Островского, а из зарубежных — Гюго, Доде, Бальзака, Джека Лондона, Флобера. Любимыми композиторами актрисы, по словам сестры, были Михаил Глинка и Пётр Чайковский.

Холодная зачастую делала то, что было несвойственно её современницам-актрисам. Шляпы и выкройки платьев она обычно делала сама, причёсывалась, как правило, тоже самостоятельно. По праздникам актриса готовила свои любимые блюда — салат «Оливье», рыбу под майонезом, крюшон.

Холодная как актриса

Оценки актёрской игры Веры Холодной крайне полярны. На слабость Холодной как актрисы обращал внимание, в частности, автор многотомного труда «Всеобщая история кино», историк кинематографа Жорж Садуль. О недостатке у Холодной актёрской индивидуальности, неумении передавать драматические и трагические переживания и — в этой связи — неудачных попытках «делать игру» (утрированные жесты и мимика, усиленное дыхание на первом плане) критики говорили ещё при её жизни. Один из таких обозревателей, характеризуя работу актрисы в «Детях века», называл её главными недостатками «замедленность темпа и однообразие его», подчёркивал, что «её темпы слишком ровны, слишком замедленно-холодны». Л. Л. Сабанеев отмечает, что «[в] жизни она … производила впечатление … хорошенькой женщины … лишенной всякой артистичности. Впрочем, для тогдашнего „синема“ её и не требовалось — наружности было достаточно».

Вера Ханжонкова писала, что Холодная снискала славу благодаря «исключительно выразительной внешности и обаянию», а режиссёр Иван Перестиани, имевший опыт работы и близко знакомый со знаменитой актрисой, предполагал, что публику привлекала «пассивная нежность фигурки, глаз и движений» Холодной. Другой режиссёр, снимавший «королеву экрана», Чеслав Сабинский, выделял две ключевые особенности актрисы. Во-первых, он находил её «прекрасной моделью для кинематографического аппарата». С учётом неспособности неопытной актрисы передавать сложные психологические нюансы, во время съёмок «Песни торжествующей любви» Бауэр разлагал сцену переживаний героини Холодной на отдельные моменты (смех, спокойное выражение лица, грусть, слёзы, рыдание), не связанные переходами, а чередующиеся с различными вставками: пейзажами, тучами, изображениями ваз. Второй важной особенностью актрисы, с точки зрения Сабинского, был «стандарт, созданный В[ерой] Холодной». Артистка, по его мнению, многократно и умышленно играла саму себя, отказываясь даже менять причёску из-за страха быть неузнанной зрителями. Впрочем, если верить сестре Холодной, та тщательно готовилась к исполнению каждой роли.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ