Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Хованесс, Алан

Хованесс, Алан

Музыка

08 марта 1911 - 21 июня 2000

американский композитор, пианист, органист, дирижёр и педагог армяно-шотландского происхождения, один из наиболее плодовитых композиторов XX века


Алан Хованесс (англ. Alan Hovhaness, арм.  ; 8 марта 1911, Сомервилл (Массачусетс) — 21 июня 2000, Сиэтл) — американский композитор, пианист, органист, дирижёр и педагог армяно-шотландского происхождения, один из наиболее плодовитых композиторов XX века. Оказал влияние на развитие алеаторики, способствовал синтезу музыкальных культур Запада и Востока, своим творчеством во многом предвосхитил музыкальный минимализм. Список сочинений Хованесса насчитывает 434 опуса, однако, многие опусы фактически состоят из двух и более произведений, увеличивая, таким образом, общее количество сохранившихся сочинений композитора до более чем 500. Среди произведений композитора особенно выделяются его 67 симфоний.

Биография

Детство

При рождении и до 30-х композитор именовался Аланом Ованесом Чакмакджяном, но потом взял фамилию Hovhaness. Отец, Арутюн Ованес Чакмакджян был армянином, выходцем из Османской империи, преподавал химию в колледже Тафт, а также был автором англо-армянского словаря; мать, Мадлен Скотт — шотландского происхождения. В возрасте 4-х лет маленький Алан Ованес делает первые попытки сочинять, при этом используя собственную систему нотации, читать традиционную нотацию научился в 7 лет, а в 5 лет импровизирует на органе. Тогда же они с семьей переехали в Арлингтон (штат Массачусетс). В детстве ему казалось, что музыку у себя в голове слышат все люди, и только когда в школе после прослушивания одного музыкального произведения учитель сказал, что его написал Шуберт, маленький Алан понял, что заблуждался.

Ещё обучаясь в школе, Хованесс брал уроки игры на фортепиано у знаменитого немецкого пианиста, ученика Теодора Лешетицкого, Гайнриха Гебхарда. Примечательно, что Лешетицкий был учеником Карла Черни, который в свою очередь учился у Бетховена. Тогда же создает 2 оперы и открывает для себя музыку армянского композитора Комитаса.

Учёба

После окончания средней школы в 1929 Хованесс учится в престижнейшей Консерватории Новой Англии в Бостоне под руководством композитора Фредерика Конверса. В 1934 вместе со своей первой женой предпринимает поездку в Финляндию к своему музыкальному кумиру Яну Сибелиусу. Финский маэстро, послушав произведения Хованесса, отметил его несомненный мелодический дар, однако, сказал ему, что на данный момент его музыка представляет собой нечто среднее между музыкой Генделя и его собственной. Сибелиус порекомендовал Алану вырабатывать свой собственный музыкальный язык. После отъезда Хованесса из Финляндии композиторы 20 лет состояли в переписке. В 1942 Хованесс проходит стажировку в Тэнглвуде в мастер-классе известного чешского композитора Богуслава Мартину, однако, за это время они общались лишь один раз.

Путешествия

С 1959 по 1963 Хованесс предпринимает ряд исследовательских поездок в Азию и на Гавайи. За счет гранта программы Фулбрайт с 1959 по 1960 он изучает южноиндийскую (карнатическую) музыку в Мадрасе. За это время он собрал 308 раг и обучался искусству игры на вине. В Мадрасе он создал пьесу под названием «Нагуран» («Nagooran»), исполненную Южноиндийским оркестром Всеиндийского радио. Сочинение это имеет две редакции: одна (Oр. 237 № 1, 1960) написана для оркестра южноиндийских инструментов, а вторая (Oр. 237 № 2, 1964) — для виолончели и ансамбля ударных. Надо отметить, что североиндийскую музыку (хиндустани) композитор начал изучать ещё в 1930-е в Бостоне под руководством старшего брата Рави Шанкара — Удая. Её влиянием отмечены такие произведения Хованесса как «Мадрасская соната» для фортепиано («Madras Sonata», Op. 176, окончательная редакция: 1959), созданная по заказу Академии музыки Мадраса и впервые исполненная в 1960 году в этом городе, а также пьеса «Над заколдованной землёй» («Upon Enchanted Ground», Ор. 90 № 1, 1951) для флейты, виолончели, арфы и там-тама.

Весну 1962-го композитор проводит на Гавайях, изучая под руководством Масатоси Сямото традиционную японскую музыку гагаку. В этот период он — «композитор в резиденции» Центра Восток-Запад Гавайского Университета. Хованесс осваивает традиционные духовые инструменты хитирики, сё и рютэки. Грант Фонда Рокфеллера позволил ему в 1962-1963 продолжить изучение гагаку в самой Японии под руководством Масатаро Тоги. Под влиянием гагаку Хованесс пишет свою «Фантазию на темы японских гравюр» для ксилофона с оркестром («Fantasy on Japanese Woodprints», for xylophone and orchestra, Op. 211, 1964). Наряду с Японией в 1962 году Хованесс посещает Южную Корею, где изучает старинную придворную музыку аак. В результате этого путешествия на свет появляются такие произведения, как Шестнадцатая симфония, озаглавленная «Каягым» (Symphony No. 16 («Kayagum»), for six Korean instruments and chamber orchestra, Op. 202, 1962), названная в честь солирующей в ней традиционной корейской цитры, а также камерная симфония «Горы и реки без конца» («Mountains and Rivers without End», chamber symphony for 10 players, Op. 225, 1968), написанная под впечатлением от одноимённой картины корейского художника Ли Инмуна.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ