Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Тиберий Семпроний Гракх: биография

Античные авторы приписывают Гракху три основных цели при выдвижении аграрного законопроекта — поддержку малоимущего населения (эту точку зрения разделяют Плутарх и Саллюстий, в меньшей степени — Аппиан), укрепление демографической базы римской армии (Аппиан), месть обидчикам-сенаторам за унижение после пленения под Нуманцией (Цицерон и Дион Кассий). Последняя цель в историографии традиционно недооценивается, хотя Э. Бэдиан указывает на важность подобного свидетельства источников для определения личных мотивов Гракха. Некоторые исследователи принимают версию Плутарха о влиянии тревожной картины, увиденной Тиберием в Этрурии на пути в Испанию (см. врезку справа).

«Цель Гракха заключалась не в том, чтобы создать благополучие бедным, но в том, чтобы в лице их получить для государства боеспособную силу» (Аппиан)

Содержание законопроекта

Отсутствие в распоряжении историков текста закона Гракха и некоторые разночтения в передаче его содержания античными авторами предопределили невозможность уверенной реконструкции положений закона.

В основе законопроекта Гракха лежало предложение восстановить давнее ограничение о том, что никто из арендаторов (posessores) не может обрабатывать более чем 500 югеров — около 125 гектаров — общественной земли (ager publicus). Согласно широко распространённой версии, законопроект позволял увеличить максимальный надел на 250 югеров за каждого сына, но не более чем до 1000 югеров в сумме. Впрочем, допускается возможность ошибки у Ливия и Аврелия Виктора, писавших о тысяче югеров. В результате, в современной литературе изредка встречаются и определение максимума в 1500 югеров, и в 500 югеров (без дополнительных наделов для сыновей), и допущение, что пекущийся о высокой рождаемости Гракх мог предлагать дополнительные наделы трём детям арендаторов, поскольку основными адресатами римских законов о поддержке многодетности были именно такие семьи. Участки, которые находились в законной часной собственности, реформа не затрагивала.

Предложенный Гракхом максимум в 500 югеров, по-видимому, повторял аналогичное ограничение закона Лициния—Секстия 367 года до н. э. (впрочем, писавшие об этом законе поздние авторы могли по ошибке перенести на него некоторые положения законодательства II века до н. э.), хотя ранний закон не имел ни оговорки с дополнительной площадью для детей, ни предусматривал создания комиссии. Впрочем, если в римской истории существовали прецеденты распределения земли, то Гракх впервые предложил перераспределить землю. Кроме того, отсутствие централизованной системы документооборота и несовершенство законодательства предопределили широкие возможности для сокрытия реальной площади обрабатываемой земли крупными землевладельцами. В частности, чтобы не нарушать установленный ещё законом Лициния-Секстия лимит в 500 югеров, они прибегали к фиктивной аренде сверхлимитных участков через подставных лиц. В результате, Тиберию Гракху было важно не столько восстановить действие лимита, сколько создать механизмы его соблюдения (прежде всего, создать полномочную комиссию для разбора запутанных дел). Кроме того, он должен был учитывать и отношение голосующих, для которых многодетной семье было допустимо превышать лимит, а единоличному владельцу, который не работает на земле, а лишь нанимает сезонных рабочих — нет.

Излишки земли следовало распределить между беднейшими крестьянами. Точный размер новых наделов неизвестен, но традиционно предполагается, что он составлял 30 югеров (7,5 га), что было значительно больше обычных участков бедных крестьян в 5-7 югеров (1,25-1,75 га). Возможно, 30 югеров были максимальной площадью надела, формируемого из излишков крупных арендаторов. Допускается и возможность изменения площади в зависимости от плодородия земли. По-видимому, площадь большинства новых наделов составляла менее 30 югеров, поскольку задуманное Гракхом массовое перераспределение излишков было невозможно при довольно большой площади участков для бедняков.

В целом, правовой статус участков, которыми наделялись безземельные и малоземельные крестьяне, неясен. Изначально они были неотчуждаемыми, а обязательным условием была выплата небольшой ренты. Их нельзя было продавать, но, вероятнее всего, можно было передавать по наследству. Неотчуждаемость участков была связана или с желанием предотвратить их использование для быстрого обогащения путём продажи, или с намерением защитить новых арендаторов от прежних владельцев, или с желанием уменьшить перенаселённость Рима, прикрепив крестьян к земле вдали от столицы; также допускается, что неотчуждаемость участка была необходима, чтобы новый арендатор и его потомки всегда соответствовали имущественному цензу солдат и не могли избегать воинской службы в будущем. Различные исследователи считают новые участки частной собственностью с сохранявшейся уплатой ренты (ager privatus vectigalisque), землёй с сочетанием признаков как общественной (государственной), так и частной собственности, или общественной собственностью. Впрочем, в последнем случае участки не учитывались бы при цензах, что противоречило одной из главных целей Гракха. Аграрный закон 111 года до н. э., текст которого частично сохранился, позволял сделать большинство новых участков частной собственностью.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ