Демут-Малиновский, Василий Иванович: биография
В 1813 году Демут-Малиновский выполнил статую «Русский Сцевола». Сюжетом скульптуры стал исторический факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочёл потерять руку, чем иметь клеймо — след рабства.
В своём произведении Демут-Малиновский запечатлел тот момент, когда крестьянин только поднимает топор. Такие сильные внутренние качества, как огромная внутренняя решимость, мужество и благородство, нашли своё отражение в широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица. Соблюдая традиции своего времени, мужская фигура почти обнажена, стиль её одежды напоминает классические драпировки.
С другой стороны, в трактовке образа скульптор передал национальные русские черты. Это отражено и в широкоплечей коренастой фигуре крестьянина, пропорции которой далеки от классических канонов, и в чертах лица героя, обрамленного короткой бородкой вьющимися прядями волос. Искусствоведы считают, что это изображение является одним из первых произведений русской монументальной скульптуры, когда с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа.
Создание этого произведения получило высокую оценку современников — в 1813 году за «Русского Сцеволу» Демут-Малиновский был удостоен звания профессора.
Сама скульптура продолжительное время находилась в музее Академии художеств, сейчас она находится в коллекции Государственного русского музея. Гипсовая копия стоит в музее «Бородинская панорама» (Москва).
Тандем с С. С. Пименовым в 1814—1833 годах
Двое знаменитых скульпторов эпохи уже неоднократно работали над скульптурным оформлением монументальных зданий, ставших сейчас памятниками архитектуры.
Елагин дворец, Михайловский дворец, Арка Главного штаба
Демут-Малиновский создавал декоративную скульптуру для Овального зала и Столовой.
- Создание фриза между колоннами портика, состоящего из сорока четырёх отдельных рельефов.
- Большая скульптурная группа на аттике здания со стороны Михайловского сада.
- В интерьере дворца скульптору было поручено оформление парадной лестницы, отличающейся торжественностью и нарядностью.
Сотрудничество оформителей было настолько тесным, что исследователи затрудняются вычленить работы конкретных скульпторов — по документам архива Академии художеств можно определить, что колесница в группе Победы на арке создана Демут-Малиновским, также он является автором фигуры молодого воина и двух лошадей.
Публичная библиотека и Александринский театр, Нарвские ворота
В 1833 году этот тандем прекратился в связи со смертью С. С. Пименова.
После 1833 года
В последние годы жизни Василий Иванович активно трудился над на созданием лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств.
В эти годы произошёл определённый служебный рост Демут-Малиновского: в 1833 году скульптору присуждено звание заслуженного профессора. С 1836 года после смерти Мартоса он занял пост ректора Академии художеств по отделению скульптуры.
В 1830-х годах скульптор выполнил памятник Екатерине II. По замыслу этот памятник должен был стать гимном русскому оружию в честь победы над Турцией в Русско-турецкой войне 1787—1792 годов. Он был установлен в усадьбе генерала П. А. Румянцева Троицкое-Кайнарджи. Сейчас памятник находится в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева.
В 1838—1846 годах Демут-Малиновский создал памятник Ивану Сусанину. Он был установлен в Костроме.
В. И. Демут-Малиновский скончался 16 июля 1846 года. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
На дочери Демут-Малиновского был женат скульптор Гальберг Самуил Иванович.
Другие работы
Демут-Малиновский выполнил следующие работы:
- Памятник фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли в Тарту.
- Бронзовые быки — они были изготовлены для оформления главного фасада центрального корпуса Петербургского скотопригонного двора (бойни). Сейчас они украшают въезд на территорию ленинградского мясокомбината.
- Чугунные скульптуры рыцарей и русских витязей, украшающие фасад павильона Белая башня в Александровском парке Царского Села.
- 43 медные статуи для Готической капеллы в Петергофе.