Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Герцен, Пётр Александрович: биография

Научная школа и педагогическая деятельность

П. А. Герцен вёл большую педагогическую работу с 1910 года до самой своей смерти в 1947 году. Он первым предпринял попытку введения новых форм преподавания оперативной хирургии и топографической анатомии, так как был убеждён, что чисто анатомическое изложение оперативной хирургии не совсем удовлетворяет современным требованиям медицинской науки: хирург должен знать, к каким функциональным расстройствам может привести даже технически безупречно выполненная им операция. Благодаря этим взглядам на возглавляемой им кафедре утвердилось физиологическое направление в преподавании оперативной хирургии, заключавшееся в физиологическом обосновании применяемых хирургических методов лечения.

Мой учитель Пётр Александрович Герцен говорил мне: врач не должен ничего бояться. И на собственном примере демонстрировал это качество. Запечатлелась в памяти одна из его срочных ночных операций. Больную с сильно увеличенной селезёнкой привезли из другой больницы, где не рискнули удалить орган из-за возможного смертельного кровотечения. Громадные размеры селезёнки не позволяли «подойти» к кровеносным сосудам. Тогда Пётр Александрович левой рукой изолировал ножку селезёнки и пересёк сосуды вслепую. А когда хлынула кровь, быстро закрыл струю пальцами, спокойно, ориентируясь в глубине на ощупь, прошил и перевязал артерию и вену, каждую в палец толщиной. С сияющими глазами подошёл к нам от операционного стола: «Вот, не хирург боится крови, а кровь должна бояться хирурга».

Он постоянно оперировал в окружении студентов и врачей-курсантов, считая, что преподавание должно проводиться не столько в лекционной аудитории, сколько у постели пациента, в операционной, перевязочной или же анатомическом театре. Однако Герцен был и блестящим лектором, увлекавшим своих слушателей темпераментом, энциклопедическими знаниями и оригинальностью мысли. Для него было характерно стремление передать своим студентам и курсантам как можно больше знаний, научить их клиническому мышлению, верной оценке фактов и наблюдений, а также умению формировать правильные выводы.

Будучи незаурядным хирургом-анатомом, поражавшим студентов и врачей своими знаниями, Герцен старался привить свою любовь к анатомии студентам на лекциях, практических занятиях, в операционной. Он говорил:

Хирург не имеет права браться за нож, не зная анатомии и возможные осложнения и их причины.

Пётр Александрович был не требовательным, вернее снисходительным, и я не помню, чтобы он когда-нибудь сделал более или менее резкое замечание врачу за упущение в работе, хотя бы последний того и заслуживал.

В клинике Герцен предоставлял большую самостоятельность и инициативу врачам в научной работе, относился к ним не так требовательно. Однако, несмотря на некоторый либерализм по отношению к молодым докторам, он оказывал на них колоссальное влияние благодаря своему темпераменту, таланту, большому числу новых идей, отточенной хирургической технике, влюблённости в хирургию и своему неповторимому обаянию.

П. А. Герцен создал крупную школу хирургов, изучавшую широкий спектр хирургических вопросов: проблемы сосудистой хирургии, онкологии, хирургические заболевания органов грудной клетки и брюшной полости. Его учениками являются многие известные учёные, в числе которых можно назвать следующих: В. И. Астрахан, Е. Л. Берёзов, Ю. М. Бомаш, Я. М. Брускин, Б. Г. Егоров, К. Д. Есипов, И. С. Жоров, А. М. Заблудовский, П. И. Ильченко, В. А. Иванов, А. И. Кожевников, Г. Э. Корицкий, Ф. М. Ламперт, И. Г. Лукомский, Н. П. Маслов, П. Г. Мелихов, Б. В. Милонов, Л. М. Нисневич, Д. Э. Одинов, Г. Е. Островерхов, Б. В. Петровский, Л. Н. Поздняков, Е. С. Рабинович, Г. А. Рейнберг, А. И. Савицкий, В. М. Святухин, С. Р. Френкель, А. Н. Шабанов, Е. С. Шахбазян. Школа П. А. Герцена всегда характеризовалась перспективностью научных направлений и непрерывным поступательным движением. Многие ученики Герцена работали в лечебных учреждениях в самых разных частях Советского Союза, где продолжали разрабатывать актуальные проблемы хирургии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ