Воронцов, Игорь Михайлович: биография
…и последняя цитата:
«…пример самой его жизни, самой личности Учителя, безусловно, оказывал основное, самое главное формирующее воздействие. Это было то, что не требовало никаких комментариев, никакой аргументации или призывов к подражанию. Жизнь — служение, наполненная десятилетиями ровного, насыщенного, прекрасно организованного и отсюда всегда результативного труда. Человек, сумевший создать в себе такой прочный, чистый и прекрасный сплав из труда, таланта и служения высокому долгу, имел полное право на тот непререкаемый автритет, любовь и уважение, которыми пользовался при жизни и которые всегда будут связаны с памятью о нем… Именно эта врачебная страстность, это профессиональное подвижничество были и будут сущностью его влияния на молодежь и на всех нас».
Это слова об академике А. Ф. Туре принадлежат его ученику И. М. Воронцову. Нет сомнения, что спустя десятилетия каждый из его друзей и учеников подпишется под ними, адресуя их на этот раз самому Игорю Михайловичу.
Завещание Учителя
«Вера и научная медицина ни в какой степени не исключают друг друга…. Духовный христианский или православный базис выступает здесь прежде всего в укреплении в добра и совести для целителя, и в укреплении в надежды на исцеление больного и его семьи. Выполнение же долга добра и врачевания для педиатра и христианина должно быть освящено светом и разумом большой науки, трудом по её постижению, опытом её приложения к больному. Надо, чтобы право на такие выражения веры, как «На все Божья Воля», «Бог дал – Бог взял» для врача всегда оставались такими словами, которые он скажет после слов: «Видит Бог, я, действительно сделал всё что мог».— Воронцов И. М. Актовая речь «Онтогенез педиатрии и зарождение онтогенетической педиатрии». 1995 г.
«Педиатрия как медицинская дисциплина радикально отлична от медицины взрослых, так как представляет собой сочетание медицины болезней и медицины развития. Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разделам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии. Именно в педиатрии развития лежат ключи к предупреждению хронических заболеваний взрослого периода жизни, к формированию высоких свойств интеллекта, разносторонних способностей и потенциального долголетия».— Воронцов И. М., 2006 г.
Что такое педиатрия?
«Педиатрия – это не только сумма профессиональных мер и усилий по формированию, сбережению и восстановлению здоровья маленьких пациентов, но и напряженный процесс обучения и наставничества по созданию у самих детей и их родителей устойчивых стереотипов поведения гарантирующих долгосрочное сохранение здоровья. Необходим государственный программный комплекс «Восхождение к здоровью».— Воронцов И. М., 2006 г.
«Педиатрия – это использование профессиональных знаний для утверждения гражданской детозащитной позиции в жизни, социальной политике и законодательстве любого уровня»— Воронцов И. М., 2006 г.
«Педиатрия – это максимальная полнота индивидуального и коллективного объема профессиональных знаний и опыта в обосновании конкретных мер медицинской защиты и помощи и их сугубо персонифицированного по стратегии и тактике, с максимальной любовью, максимальным щажением и минимальным риском негативных последствий для здоровья применения к этой бесценной, единственной во всем мироздании, самой особенной и самой замечательной детской личности по имени…».— Воронцов И. М., 2006 г.
«Педиатрия – это медицина детства»— Воронцов И. М., 2006 г.
Что такое детство?
«Детство – это ограниченное пространство времени от зачатия до завершения созревания, в котором сосредоточены процессы развития и формирования относительно устойчивых фенотипических свойств, особенностей и функциональных возможностей человека, т.е. всей совокупности соматических, нравственно-психологических и интеллектуальных основ личности предопределяющих его здоровье, сроки и качество жизни, эффективность выполнения социальной и биологической роли в семье, этническом или общечеловеческом сообществе».— Воронцов И. М., 2006 г.
«Реакции на факторы окружения у ребенка имеют другую биологическую сущность и глубину по сравнению со взрослыми. Расширяется круг мишеней для повреждающих факторов. Если у взрослого это – клетки, ткани и их функции, то у ребенка все тоже самое, но в более тяжелой степени. И плюс мишенью становятся сами интенсивные процессы развития, которые являются наиболее сенситивными и ранимыми. Их повреждения ("альтерации или модификации") могут быть выявлены иногда только через отдаленные сроки, в более поздние периоды жизни. Этот латентный период можно назвать "онтогенетическим интервалом"».— Воронцов И. М., 2006 г.
(все цитаты подобраны профессором Н. П. Шабаловым для доклада "История отечественной педиатрии")