Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Язид II ибн Абдул-Малик: биография

Узнав о радикальной смене курса, главы отдельных рустаков обратились за помощью к правителям Ферганской долины; на случай отвтетной карательной экспедиции они готовились уходить в Китай. В качестве заложников согдийцы взяли с собой несколько десятков арабских женщин и детей и в таком виде выступили на восток. Ал-Хараши выступил вслед за мятежниками на рубеже 103-104 г.х. - или в промежутке 15-25.07.722 г. н.э. - и настигли их у Ходжента, однако на прямой штурм вследствие наличия заложников не решился. Начались долгие переговоры, однако в ходе них стало известно, что одна из заложниц погибла при невыясненных обстоятельствах. Мусульмане сочли, что имело место убийство - в то время как согдийцы всячески отрицали свою вину. В одну из ночей Карзач, правитель рустака Фай, не выдержал долгой осады и попытался вывести своих людей из окружения - и это стало последней каплей для мусульман. Город был взят, защитники перебиты; убивали даже купцов, оказавшихся в городе транзитом из Китая, а их товары делили как общую добычу. Летом того же года Са'ид повёл войска уже на царя Согда Диваштича, обещавшего дать убежище беглым согдийцам и, после судилища, распял . За подобное действие - казнь вассального правителя без одобрения халифа - претензии были предъявлены уже ал-Хараши. Здесь наместник совершил фатальную ошибку: он угостил посланца халифа, присланного проверить лояльность ал-Хараши, отравленной дыней, после чего сомнений в его злонамеренности уже не возникало. Умар б. Хубайра отозвал наместника и потребовал отчёта в совершённом; многократное прижигание живота способствовало достижению этой цели. Новым наместником был назначен Муслим б. Са'ид.

Сведения ат-Табари подробны, но не указывают на причину восстания - остаётся лишь предполагать, что последним толчком стала отмена налоговых послаблений Умара II.

Начало войн с хазарами

В течение 103 г.х. хазары вторглись в Аланию и, миновав Дарьяльское ущелье, проникли в закавказские степи. Наместник Арминиййи Ми'лак б. Сафар отправил войско - однако в столкновении на Марж ал-Хиджара ("Каменистый луг") оно было разбито, а лагерь мусульман достался на разграбление хазарам. Йазид II не простил этого поражения и отстранил наместника, поставив вместо него ал-Джарраха б. Абдаллаха ал-Хаками - человека ещё хаджжаджевской выучки, выдвинувшегося при войне с б. ал-Ашасом.

Новый наместник за два перехода настиг хазар и дал им крупный бой у р. Алран, после чего перенёс боевые действия на вражескую территорию (128). После взятия двух малых селений, сдавшихся по договору (129), ал-Джарах приступил к осаде Баланджара - крепости, у которой в 652 г. н.э. арабы потерпели сокрушительное поражение от хазар. Осада и бои закончились 20.09.722 г. н.э., мусульмане обратили защитников в рабство. Когда стало известно, что правитель города успел бежать, ал-Джарах нашёл на аукционе его семью и выкупил её всю за 30 тыс. дирхемов и принудил правителя вернуться и принести присягу под угрозой расправы над его родными (130). После этого арабские войска двинулись к Вабандаре, где стояло будто бы 40 тыс. шатров тюрок. В отличие от хазаров т юрки откупились данью - вследствие чего ал-Джарах принял решение двигаться ещё дальше, на Семендер. Поход предотвратило только известие о том, что горцы вокруг Баланджара собираются восстать; войско мусульман осталось на зиму в Шакки.

Гонение на христиан

В течение последних 80 лет христиане были неприкосновенны во внутренней жизни Халифата. Отношения эти не были идеалистическими - со временем, по мере развития мусульманской религиозной мысли, первоначальное почтение к христианской книжной мысли слабело, а привычка повелевать усиливалась. Так, при предыдущих халифах последовательно: патриархов обязывали прибывать к новоизбранному правителю с дарами; их облагали контрибуциями; монастыри и духовенство лишили налогового иммунитета и обложили налогами. Постепенно утрачивали силу и прежние договоры: когда Умару жаловались, что некоторые мусульмане захватили храмы Дамаска, неприкосновенность которых гарантирована договором с Халидом ал-Валидом, он только выплатил компенсацию, но не вернул имущество. Но несмотря на всё это ни один халиф вплоть до Йазида II не посягал на отправление культа.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ