Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Эльслер, Тереза

Эльслер, Тереза

Музыка

05 апреля 1808 - 19 ноября 1878

австрийская танцовщица, старшая сестра балерины Фанни Эльслер, морганатическая супруга принца Адальберта Прусского


Тереза Эльслер (нем. Therese Eller; род. 5 апреля 1808, Гумпендорф (ныне в черте Вены), Австрийская империя — 19 ноября 1878, Мерано, Южный Тироль, королевство Австро-Венгрия) — австрийская танцовщица, старшая сестра балерины Фанни Эльслер, морганатическая супруга принца Адальберта Прусского (в браке получила титул баронессы фон Барним).

Биография

Тереза, как и её младшая сестра Франциска, родились в деревушке Гумпендорф, неподалёку от австрийской столицы (ныне венский район Мариахильф). Их отец, Иоганн Флориан Эльслер, — а до него дед, Йозеф Эльслер, служили камердинерами и переписчиками нот у композитора Йозефа Гайдна. Мать, Тереза Принстер, была швеёй. В семье было пятеро детей: старшая Анна служила в театре мимисткой, из двоих братьев один стал монахом, а другой работал хормейстером в Берлинской опере. После смерти Гайдна в 1809 году семья, оставшаяся без основного дохода, жила в бедности — тем не менее, дети росли в атмосфере музыки, театра.

Принято считать, что младшие девочки, Тереза и Фанни, начали учиться танцу при театре «Ан дер Вин», в школе танцмейстера Фридриха Хоршельта (по этому поводу существует несколько исторических анекдотов, однако историк балета Айвор Гест не нашёл никаких документальных подтверждений данного факта). Известно, что самого детского возраста сёстры выступали на сцене другого венского театра — «У Каринтийских ворот» (Тереза впервые вышла на его сцену в 1817 году, её сестра — в 1818-м). Возможно, они обе занимались в классе Жана Омера, который работал в Вене с 1814 по 1820 год — тем не менее, им явно не хватило академического образования, что отмечается исследователями творчества Фанни.

В 1825 году по указанию директора Доменико Барбайя, который также управлял театром «Сан-Карло», юные сёстры — Терезе было семнадцать, Фанни едва исполнилось пятнадцать — отправились работать в Неаполь (историк балета В. М. Красовская предполагает здесь интригу с участием принца Леопольда). Они выступали в «Сан-Карло» с июля 1825 по начало января 1827 года, дебютировав в балете Гаэтано Джойи «Цезаре в Египте». Также участвовали в постановке его балета «Акбар Великий» (1826; из-за смерти балетмейстера был закончен Сальваторе Тальони), выступали в «Дидоне» и «Жанне д’Арк» Сальваторе Вигано, исполняли небольшие партии в «Альцибиаде» и «Гневе Ахилла» Филиппо Тальони. Последними их выступлениями стали «Селико» Луи Анри и премьера балета Паоло Саменго «Пемил» 1 января 1827 года — после чего сестры были вынуждены вернуться в Вену из-за беременности Фанни в результате скандальной связи с принцем Леопольдом.

Осенью 1830 года, когда директором «Кернтнертор-театра» стал Луи Дюпор, сёстры заключили контракт на несколько выступлений в Берлинской опере. Воспитанные на итальянской школе и итальянском репертуаре, они были недовольны французским подходом: «Мы пытаемся руками и ногами отделаться от господина Дюпора, поскольку он не предлагает ничего нового» — писала Фанни в 1831 году.

Ещё в Вене сёстры начали свои «опыты в характерном танце» — этой важной составной балетного романтизма. В августе 1835 года, сразу после премьеры провалившегося балета Луи Анри «Остров пиратов», сёстры отправились в Берлин, где за три месяца выступили шестьдесят раз. В январе 1836 года они вернулись в Париж.

В 1838—1839 годах совместно с Эженом Скрибом, который уже восемь лет не писал сценариев для балета, Тереза работала над либретто для своего балета «Вольер, или Птицы Бокаччо». Комедийный спектакль, поставленный ею специально для сестры, дал той возможность блеснуть как актёрскими, так и техническими гранями своего дарования. «…Прежде всего воздадим должное хорошему вкусу мадемуазель Терезы Эльслер, не допустившей в своём хореографическом труде ни одного мужского па» — писал после премьеры Теофиль Готье. Сцену, в которой старшая Тереза учила танцевать младшую Фанни, и где обе сестры танцевали в унисон, он назвал «верхом эффектности, точности и правильности», добавив, что нет «ничего более чарующего и гармоничного для взора, нежели этот танец — быстрый и точный». Публика переполняла театр ради па-де-де сестёр Эльслер — однако было дано лишь четыре представления этого спектакля, поставленного Луи Виардо в ряд «самых неудачных балетов последнего времени».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ