Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Константин Фёдорович: биография

Ледокол «Ермак» при спасении броненосца «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд. 1899-1900 гг.

Вернувшись из плавания в Северном Ледовитом океане, «Ермак» с конца 1899 года участвовал в многомесячной эпопее по снятию в Финском заливе с камней острова Гогланд броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин». В задачу ледокола входило постоянное обкалывание льда вокруг броненосца и обеспечение бесперебойной доставки грузов из Ревеля.

Спасение несчастного броненосца вошло в историю прежде всего, благодаря тому, что именно в тот 1900 год, 24 января между островом Гогланд и финской Коткой был осуществлён первый в истории практический сеанс радиосвязи. В тот памятный день изобретатель радио А. С. Попов с Котки передал своему помощнику П. Н. Рыбкину на Гогланд сообщение о рыбаках, терпящих бедствие на оторвавшейся льдине в Финском заливе. К. Ф. Шульц принимал участие во всех подготовительных мероприятиях к этому сеансу. По просьбе П. Н. Рыбкина с «Ермака» он пытался поднять радиоантенну на воздушном шаре. Из эта затеи ничего не получилось, но когда антенна была установлена на мачте и получено известие с Котки, временно командуя ледоколом, Константин Фёдорович вызволил рыбаков со льдины.

За три перечисленные кампании «Ермак» стал настоящим любимцем и моряков, и людей, весьма далеких от флота. На С. О. Макарова и его ближайших помощников смотрели как на национальных героев. К ним благоволили многие государственные вельможи и сам Николай II. В мае 1900 года за «показание волшебным фонарем и кинематографом видов» императорской семье во время лекции С. О. Макарова об арктической экспедиции «Ермака» лейтенант Шульц был удостоен монаршей благодарности.

Авторитет Константина Фёдоровича покоился не только на императорском расположении и наградах, но прежде всего на уважении коллег — минных офицеров. В сентябре 1900 года, впервые «демократическим» путём, т. е. подавляющим большинством голосов они избрали его минным специалистом в состав Технической комиссии Кронштадтского порта.

16 мая 1901 года «Ермак» отправился в своё новое арктическое плавание. Состав экспедиции во многом поменялся, но главные участники остались прежними: С. О. Макаров, М. П. Васильев и К. Ф. Шульц. Маршрут пролегал из Балтийского, через Северное, Норвежское, Гренландское и Баренцево моря к северной оконечности Новой Земли и далее через Карское море к устью Енисея. Эту экспедицию С. О. Макаров рассчитывал осуществить двумя океанскими ледоколами, но денег на строительство второго правительство так и не выделило. В том плавании, когда «Ермак» оказался затёрт льдами и особенно остро нуждался в помощи второго ледокола, в письме от 11 июня он писал:

Лейтенант Шульц может заказать ледокол, наблюдать за постройкой и впоследствии командовать им.

Возможно, по этой причине амбициозным планам С. О. Макарова по покорению Арктики так и не суждено было осуществиться. Из-за плотных паковых льдов пробиться в Карское море с северной оконечности Новой Земли не удалось. В результате участники экспедиции не увидели открытые годом раньше островов Цивольки, три из которых и поныне носят имена Макарова, Шульца и Васильева. Пришлось ограничиться посещением Земли Франца-Иосифа, что само по себе было огромным достижением. Мечта С. О. Макарова сбылась лишь в 1916 году, когда там же в Ньюкасле был спущен на воду однотипный «Ермаку» ледокол «Святогор», в советское время — легендарный «Красин».

После возвращения ледокола в Петербург недруги С. О. Макаров сумели представить его экспедицию как провальную и добились того, чтобы «Ермак» был выведен из-под его подчинения. Как следствие этого, осенью 1901 года К. Ф. Шульца назначили командиром канонерской лодки береговой обороны «Мина» (б. «Опыт»). В прошлом боевой корабль, выполнял теперь функцию плавучей лаборатории. Усилиями Константина Фёдоровича и под руководством А. С. Попова на «Мине» была создана первая корабельная радиорубка, испытаны различные варианты антенн. Уже через год К. Ф. Шульц организовал оснащение радиорубками боевых кораблей всего Балтийского флота. Почти параллельно подобные работы стали проводиться и в Тихоокеанской эскадре, находящейся в Порт-Артуре. К началу Русско-японской войны подавляющая часть российских военных кораблей была оборудована радиосвязью, а К. Ф. Шульц, к тому же, создал организационно-техническое обоснование службы радиосвязи на флоте. Возможно, с лёгкой руки Константина Федоровича вплоть до Октябрьской революции 1917 года за эту службу на военных судах отвечали именно минные офицеры.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ