Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Константин Фёдорович: биография

Сейчас хорошо известен другой «мыс Шульца», который нередко ошибочно связывают с именем Константина. Он находится в том же заливе Петра Великого на входе в соседнюю бухту. Её тоже подробно исследовали офицеры С. О. Макарова и назвали бухтой «Витязь». Но «мыс Шульца», отделяющий бухту от залива, носил это имя гораздо раньше — начиная с 1863 года. Он был так назван в честь отца Константина — Ф. Б. фон Шульца.

Авторский коллаж из фотографий К. Шульца, сделанных в период плавания на "Витязе"

На корвете у К. Шульца была ещё одна обязанность. Профессионально владея фотографией, он помимо научной работы, занимался созданием фотохроники путешествия. Интересное свидетельство по этому поводу оставил бывший юнга Н. В. Иениш:

Совершенно изгладилось из памяти имя офицера, занимавшегося на судне фотографией, хотя хорошо помню его облик. Он производил великолепные снимки своим большим аппаратом с двойным растяжением меха и сложной системой ног. Помню хорошо, какую он со своими помощниками-матросами выполнял эквилибристику в рангоуте, на марсе, салинге или бушприте на ходу судна под парусами, иногда при значительном волнении и размахах судна. Макаров с большим интересом относился к этой работе на ходу и лично тогда управлял кораблем, то на переднем мостике, то на полу-юте, обмениваясь с фотографом сигналами рукой или голосом в мегафон.

Завершив путешествие на «Витязе», С. О. Макаров опубликовал обширный труд, который так и назывался: «„Витязь“ и Тихий океан». В нём он отдал должное всем участникам этой исторической экспедиции:

Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов.

Минный офицер. Служба на Дальнем Востоке

К. Шульц (сидит справа) на крейсере «Разбойник». Слева — Н. А. Волков. 1893 г.

После возвращения Кронштадт С. О. Макаров не забыл про своих мичманов. По его инициативе наиболее отличившиеся из них получили назначение слушателями в Минные офицерские классы. В то время специальность минного офицера рассматривалась на флоте едва ли не самой привилегированной, да и сам Степан Осипович считал, что будущая война на море будет преимущественно минной. Здесь преподавали ведущие профессора Петербурга: изобретатель радио А. С. Попов, ведущий специалист по электромагнетизму Ф. Ф. Петрушевский, ученик Д. И. Менделеева профессор И. М. Чельцов. К. Ф. Шульц был зачислен в Минные классы 1 сентября 1889 года и выпущен в минные офицеры 2-го класса ровно через год, 7 сентября 1890 года. Несколькими днями ранее, 30 августа 1890 года он был произведён в лейтенанты.

Летнюю кампанию 1891 года К. Ф. Шульц провел в плавании по Финскому заливу командиром миноноски № 68 (до 1886 г. «Чайка»). На ней до глубокой осени он занимался испытаниями самодвижущихся мин Уайтхеда, а вслед за этим, до начала кампании 1892 года преподавал в Кронштадтской минной школе для нижних чинов.

Весной 1892 года К. Шульц получил назначен минным офицером на парусно-винтовой крейсер 2-го ранга «Разбойни». До осени крейсер под командованием капитана 2-го ранга князя П. П. Ухтомского находился в учебном плавании по Балтийскому морю, а 1 октября убыл на Дальний Восток, где вошёл в состав Тихоокеанской эскадры. Здесь в июне 1893 года Константину Фёдоровичу пришлось столкнуться с крайне горестным событием. В Японском море у порта Лазарева (восточное побережье Кореи) оказался на камнях его бывшего корабль — легендарный корвет «Витязь». Крейсер «Разбойник» принял самое деятельное участие в спасательной операции, которая продолжалась около месяца. Все усилия оказались тщетны. Спасти судно не удалось, хотя большую часть оснащения было демонтировано и свезено на берег. Прошло ещё немного времени и корпус корвета был окончательно разбит о скалы.

20 ноября 1893 года К. Ф. Шульцу было присвоено звание минного офицера 1-го класса. Годом позже в связи с усложнившейся международной обстановкой на Дальнем Востоке из-за военного конфликта между Японией и Китаем сюда дополнительно прибыла небольшая эскадра под командованием контр-адмирала С. О. Макарова. В январе 1895 года Степан Осипович своим решением временно перевёл К. Ф. Шульца старшим минным офицером на крейсер «Адмирал Корнилов», поручив ему исследовать в Порт-Артуре воздействие японских снарядов на броню китайского броненосца «Чжень-Юань». Полученные результаты были высоко оценены С. О. Макаровым и учтены им при выработке тактики действий эскадры во время Русско-японской войны.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ