Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Константин Фёдорович: биография

В июле 1895 года К. Ф. Шульц вернулся на крейсер «Разбойник» и в мае 1896 года возвратился на нём Кронштадт. Прежде Константина Фёдоровича здесь оказался С. О. Макаров, вновь возглавивший Практическую эскадру Балтийского моря. Он настоял на том, чтобы К. Ф. Шульц получил назначение флагманским минным офицером в его штаб. С этого момента вся дальнейшая его судьба была связана с именем прославленного флотоводца.

С адмиралом С. О. Макаровым на ледоколе «Ермак»

Свой флаг С. О. Макаров держал на броненосце «Пётр Великий». Здесь же находился и его штаб. В новой должности К. Ф. Шульц начал с того, что по заданию С. О. Макарова разработал тактику боевого взаимодействия миноносцев в составе эскадры. До этого, в соответствии с расписанием флота, миноносцы действовали самостоятельно, в состав эскадры не входили и командующему эскадрой не подчинялись.

В те годы С. О. Макаров был захвачен идеей освоения Северного морского пути, который считал кратчайшим, а главное, независимым маршрутом на Дальний Восток. Понимая, что без тяжёлых океанских ледоколов эта идея неосуществима, вместе со своими двумя помощниками — капитаном 2-го ранга М. П. Васильевым и лейтенантом М. Ф. Шульцем (кстати, только этих двух офицеров С. О. Макаров действительно считал своими учениками) он разработал подробное техническое задание на проектирование первого отечественного океанского ледокола. Летом 1897 года вдвоём с К. Ф. Шульцем С. О. Макаров предпринял рекогносцировочное плавание на пароходе «Иоанн Кронштадтский» из порта Вардё (Норвегия) через Баренцево и Карское моря к Енисею. Возвратившись в Петербург, Степан Осипович добился от правительства решения о строительстве судна, и в ноябре 1897 года в Великобритании на верфи победившей в открытом конкурсе судостроительной фирмы «Армстронг и Витворт» в Ньюкасле был заложен первый в мире ледокол арктического класса «Ермак». Наблюдать за строительством был командирован М. П. Васильев.

К. Ф. фон Шульц во время арктической экспедиции на «Ермаке» 1899 г.

Помимо работы над северным проектом, К. Ф. Шульц в тот же году был разработал и испытал совершенно новый вариант трала для борьбы с якорными минами, который получил название «трал Шульца». Его главная особенность заключалась в том, что тралящая часть на заданной глубине удерживалась с помощью буйков и оттяжек. Чтобы во время буксировки она не всплывала, к ней крепились свинцовые грузы. Конструкция трала гарантировала от обрывов, так как его тралящая часть не соприкасалась с дном. Скорость траления возросла до шести узлов. Трал позволял буксировать мину на мелкое место, где всплывшую на поверхность, её можно было расстрелять или взорвать подрывным патроном. В 1898 г. трал был принят на вооружение России. В деле минной защиты «трал Шульца» составил целую эпоху. В боевых условиях он впервые нашел применение в Русско-японской войне, после чего был принят на вооружение многих флотов мира. Трал активно применялся как в Первой, так и во Второй мировых войнах.

Тем временем, в начале 1899 года строительство ледокола был завершено, и 21 февраля он вышел из Великобритании в Петербург. Командиром корабля был назначен капитан 2-го ранга М. П. Васильев, а старшим офицером — лейтенант К. Ф. Шульц.

Летом того же года «Ермак» совершил свои первые два арктических похода. Научной частью экспедиций руководил С. О. Макаров. Помимо обязанностей старшего офицера, К. Ф. Шульц на борту ледокола занимался исследовательской работой и по традиции заведовал фотографическим делом. Более того, специально для этого плавания Константин Фёдорович освоил киносъемку и это был первый и вполне успешный случай применения на флоте кинематографии в научных целях. С. О. Макаров писал:

Для делания кинематографического снимка лейтенант Шульц, приспособивший кинематограф к штативу от магнитного прибора, поставил его на лед в расстоянии около четырёхсот метров от судна на траверзе левой стороны носа. Световые условия были не особенно благоприятны. Когда кинематограф установили, ледокол отошел назад на половину своей длины, после чего был данный полный ход вперед…

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ