Шломо Клугер: биография
В 1845 году ему предложили пост раввина в Бережанах (Галиция), и, несмотря на уговоры бродской общины, рабби Шломо согласился. Через короткое время после прибытия в Бережаны рабби Шломо сильно заболел тифом и врачи не давали ему шансов на выздоровление. Однако вскоре его положение стало улучшаться, и он принял на себя обязательство, что если он выздоровеет, то вернется в Броды. И действительно, через некоторое время он выздоровел и выполнил своё обещание, вернувшись в Броды, где к тому времени уже назначили другого раввина. Там он прожил до глубокой старости и умер в 1869 году.
Религиозное творчество
В раввинистической литературе Восточной Европы и России первой половины XIX века рав Клугер занимает особое место. Будучи выдающимся талмудическим и галахическим авторитетом, обладая огромными знаниями и неординарными нравственными качествами, Клугер стал самым популярным раввином и общепризнанным авторитетом в ритуальных и галахических вопросах не только в Галиции, где большей частью жил и работал, но также в России и Польше. Его мнение, что было весьма редким случаем, высоко котировалось как у хасидов, так и у миснагдим.
Высокому авторитету Клугера способствовала, помимо прочего, его редкая трудоспособность, благодаря чему он за свою жизнь успел написать 174 сочинения, а число его отдельных респонсов достигло нескольких тысяч. Большинство сочинений Клугера остались неизданными, и только 28 из них были напечатаны.
Подобная загруженность отразилась на качестве сочинений рава Клугера. Текущие общественные дела общины и огромное количество вопросов по самым разным поводам со всех концов России и Восточной Европы вынуждали его давать ответы в спешке, из-за чего они иногда получались поверхностностными и противоречивыми, что вызывало упрёки со стороны некоторых современных ему еврейских законоучителей.
События, связанные с рабби Шломо
Рабби Шломо отличался непоколебимостью и отзывчивостью, во всех вопросах, касающихся еврейского закона, он твердо стоял на своем, не боясь никаких угроз.
Похороны во время эпидемии холеры
В 1831 году разразилась эпидемия холеры, унесшая много жизней в Бродах. Особенно страдала от эпидемии беднота, к тому же из-за множества умерших резко поднялись цены на саваны, поэтому главы общины решили хоронить бедняков в их одежде. Когда об этом стало известно рабби Шломо, он пошел домой к одному из местных богачей и, несмотря на его влияние и большую денежную помощь общине, не боясь испортить с ним отношения , отчитал его за постановление и добился его отмены.
История с резником
В 1843 году появилось подозрение, что резник в Бердичеве безответственно выполняет свою работу, поскольку весь скот, который он резал, после проверки объявлялся кашерным (что практически невозможно, поскольку кашерным животное считается, когда все его внутренние органы целы, а, например, в коровьих легких часто встречаются дырки). Резник пользовался поддержкой хозяев местной скотобойни, людей богатых и влиятельных, не желавших терять свои деньги зря.
Главы общины обратились к рабби Шломо, чтобы он рассудил между ними и сторонниками резника. Он приехал в Бердичев и пробыл там около трех недель, во время которых не только расследовал инцидент на скотобойне, но и решал тяжбы, выносил судебные постановления и составил свод правил для местной скотобойни, которымы пользовались в Бердичеве вплоть до Второй мировой войны.
Уже с первой встречи рабби Шломо понял, что резник не выполняет свою задачу как следует. Однако он провел ещё несколько осмотров, чтобы его не обвинили в вынесении постановления на основании поверхностного осмотра, и даже тогда он не вынес постановления, поскольку опасался за собственню жизнь. И действительно, хозяева бойни донесли на него властям, что он пытается лишить их большой части налогов, из-за чего рабби Шломо пришлось ранним утром бежать из Бердичева .
Лишь по возвращении в Броды издал рабби Шломо однозначное судебное постановление, запрещающее резнику продолжать работу и указывающее главам общины Бердичева назначить другого резника.