Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шабах, Петр: биография

На последней премьере уходящего сезона — мюзикле «Шакальи годы» — зрители в переполненном зале долго аплодировали стоя. <…> По свидетельствам, в последний раз такую реакцию вызвало заявление актёров о присоединении к забастовке, озвученное со сцены Отакаром Броусеком 18 ноября 1989 года.

В 1993 году сборник «Как потопить Австралию» был переиздан в составе книги под названием «Шакальи годы», куда вошли и две новые повести Шабаха: «Зумф» (Zumf) и «Похождения морского конька» (Putovn moskho kon). Последняя также в значительной степени автобиографична. Главный герой вынужден уйти в «декретный отпуск» и воспитывать маленького сына, так как жена не может оставить работу. Чтобы не слишком зависеть от неё материально (в частности, чтобы иметь возможность купить подарки к Рождеству), по ночам он подрабатывает сторожем. Этот не самый простой для себя период Шабах считает ценным с точки зрения жизненного опыта, так вспоминая о нём в одном из интервью:

Я считаю, что это были самые содержательные годы моей жизни. Большего смысла я не находил ни в одном другом занятии. Заботиться о ребенке — это нечто потрясающее, и я очень рад, что в течение двух с половиной лет у меня была возможность испытать это лично.

В 1994 году был опубликован включающий три произведения сборник «Дерьмо горит» (Hovno ho), который, пожалуй, до сих пор остается самой известной и популярной книгой Шабаха. В ней писатель сосредоточил своё внимание на разнице между мужским и женским восприятием мира. Книга состоит из трех частей: «Пари» (Szka), «Bellevue» и «Вода с сиропом» (Voda se vou). В первой рассказчик наблюдает в кабачке за двумя стариками, которые попивают пиво и заключают одно пари за другим, споря, например, о том, может ли медведь быть ростом 3,5 метра, или о том, сколько человек может выдержать без воздуха. Пытаясь доказать другу другу свою правоту, они проверяют свои гипотезы на практике — к ужасу и раздражению официантки. В «Bellevue» от третьего лица описывается эпизод из жизни маленькой девочки, которая мечтает быть мужчиной, полагая, что им живется намного легче, чем женщинам. Однако в конце дня, проведенного на крыше в наблюдениях за мужской частью семьи (папой, дедушкой и двумя братьями), ей приходится в этом усомниться. В последней, самой объемной части Шабах прослеживает разницу между «двумя мирами», мужским и женским, на примере героев, в первую очередь рассказчика, чей образ во многом автобиографичен, и его девушки (впоследствии жены), прототипом которой, как можно догадаться, является супруга самого автора, от их подростковых лет до зрелости. Сборник открывается короткой историей, своего рода эпиграфом, который лучшим образом поясняет общую идею книги:

«Мы выехали из Парижа. Неудобный автобус был переполнен галдящими детьми. <…> Девочки сидели справа, мальчики — слева. Они сами так сели, я их не заставлял. Из девичьей части доносился лепет — там передавали друг другу какую-то плюшевую зверушку, повторяя: „Ух тыыы, дай еще раз подержааать! Какой хорошенький! И мне дай! Господи, он такой хорошенькиий!“ Плюшевая тварь с придурковатой улыбкой путешествовала из рук в руки, всякий раз вызывая новый взрыв восторга. Это продолжалось около получаса. Сзади меня сидели два высоколобых очкастых мальчика. Их беседа тянулась всю дорогу ПарижПрага. Абсолютно серьезно и со всех сторон они обсуждали проблему: горит ли дерьмо? Два мира, разделенные узким проходом».

Сборник «Дерьмо горит» лег в основу сценария для очередного фильма Гржебейка — «Гнездышки» («Pelky»), снятого в 1998 году и вновь имевшего большой успех.

Следующее роизведение Шабаха стоит особняком в его творчестве — сам автор соглашается, что для него это «не самая типичная книжка». Речь о повести «Особый случай Франтишека С.» (Zvltn problm Frantika S.), опубликованной в 1996 году. В идейном и художественном отношении она сильно отличается от других — более популярных — произведений писателя. Это реалистическое произведение с элементами постмодернизма. Действие, как можно догадаться по некоторым деталям, происходит в Чехии приблизительно в наше время, хотя никаких точных указаний на это в тексте нет. Главный герой повести — двадцатишестилетний Франтишек С., пациент клиники для душевнобольных. Он (во всей видимости, вследствие перенесенного в 16 лет менингита) не способен адекватно воспринимать окружающее и все время только смеется. Повествование ведется от лица одного из работников (монтера) этой клиники. Он переживает своего рода кризис среднего возраста, и в одну из своих прогулок по лесу натыкается на неизвестные грибы, которые оказываются галлюциногенными. Однажды, придя на просеку, где растут грибы, он находит там каким-то образом выбравшегося из больницы Франтишека. Выясняется, что на него грибы оказывают совершенно противоположное действие: Франтишек с их помощью на какое-то время (пока не прекратится действие грибов) становится «нормальным» и обретает способность «адекватно» воспринимать окружающий мир. С этого момента в его поведении и характере начинают попеременно проявляться черты то Иисуса Христа, то Франциска Ассизского. В тексте повести содержится множество интертекстуальных элементов, цитат, аллюзий и реминисценций. Традиционные библейские и легендарные мотивы и сюжеты преподносятся, однако, в комической, травестированной форме.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ