Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Черепнин, Николай Николаевич

Черепнин, Николай Николаевич

Музыка

15 мая 1873 - 27 июня 1945

русский композитор, дирижёр и педагог, отец композитора Александра Черепнина


Николай Николаевич Черепнин (3 [15] мая 1873, Санкт-Петербург — 26 июня 1945, Исси-ле-Мулино, под Парижем) — русский композитор, дирижёр и педагог, отец композитора Александра Черепнина. Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего проекта «Русских сезонов». Обладая ярким композиторским талантом, вращаясь в среде художников и музыкантов, изменивших лицо искусства ХХ века, Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле – «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо». Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии» . Ю. Шапорин, занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывает своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям». В. Логинова отмечала, что композитор «обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внёс заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие».

Биография

Родился в семье известного петербургского медика Николая Петровича Черепнина (1841 — 27 февраля 1906), личного врача Ф. М. Достоевского; в воспоминаниях Анны Сниткиной-Достоевской указывалось, что в последний момент послали за доктором Черепниным: «Приехавший доктор Н. П. Черепнин мог только уловить последние биения его сердца». Мать, Зинаида Александровна, в девичестве Ратаева, умерла после родов. Вторая жена отца была из рода Суворовых, — Ивашинцова имела двух сыновей; таким образом, генерал-лейтенанты Александр Васильевич (1869—1921) и Сергей Васильевич (1857—1921) Ивашинцовы были его сводными братьями.

Учился в частной гимназии (1891). После окончания юридического факультета Петербургского университета (1895) поступил в Петербургскую консерваторию, которую в 1898 году с отличием окончил (класс композиции Н. А. Римского-Корсакова). С 1898 года дирижировал хором Мариинского театра, с 1906 года — дирижёр театра. Дирижировал концертами Русского музыкального общества, «Русскими симфоническими концертами», в 1908—1913 годах — в петербургском Народном доме. С 1909 года Черепнин участвовал в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

Член Беляевского кружка, был дружен с музыковедом А. В. Оссовским. Входил в объединение «Мир искусства».

В 1905—1917 преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 года — профессор), среди его учеников были Николай Обухов и Сергей Прокофьев, посвятивший учителю несколько сочинений (Первый фортепианный концерт и др.).

В 1918—1921 — директор Тифлисской консерватории. С 1921 — во Франции, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 году он основал и возглавил Русскую консерваторию в Париже. В 1932 был приглашен Сергеем Кусевицким продирижировать Бостонским симфоническим оркестром. С 1937 года возглавлял Попечительский совет издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».

Сочинениями Черепнина, помимо самого автора, дирижировали Александр Глазунов, Сергей Кусевицкий, Михаил Плетнёв, Геннадий Рождественский, Александр Рудин.

Семья

Жена (с 1897 года): старшая дочь Альберта Николаевича Бенуа, Мария Альбертовна. Вместе с женой похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сын: Александр — композитор, пианист, музыкальный критик.

Композиторский стиль

Являясь последователем своего педагога, Н. Черепнин воспринимал все новые веяния в музыке. Большое влияние на его стиль оказало течение импрессионизма, многое он воспринял от А. Н. Скрябина, Р. Штрауса, Г. Малера, А. Шёнберга, И. Стравинского, К. Дебюсси, М. Равеля.

Первые его произведения были напечатаны уже в 1898 году: 6 романсов для меццо-сопрано (op. 1), Прелюдия к пьесе Принцесса Грёза (op. 4), Песнь Сафо (op. 5).

Исследователи склонны считать, что лучшие произведения Н. Черепнина были написаны им в период сближения его с группой «Мир искусства». Общение это началось с создания балета «Павильон Армиды» (ор. 29) по сюжету А. Н. Бенуа в 1903 году. С 1909 по 1914 год он был участником «Русских сезонов» в Париже, и первый сезон 1909 года прошёл под его управлением. Он оказался первым композитором, написавшим музыку по заказу Сергея Дягилева – первый его балет «Павильон Армиды» был поставлен в 1909 году М. Фокиным. Ещё два его балета «Нарцисс и Эхо» (ор. 40, 1911г.) и «Маска Красной смерти» (ор. 49, 1912г.) были также созданы им для труппы Сергея Дягилева.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ