Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Цфасман, Александр Наумович

Цфасман, Александр Наумович

Музыка

14 декабря 1906 - 20 февраля 1971

советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель


Александр Наумович Цфасман (1 (14) декабря 1906, Александровск, Российская империя — 20 февраля 1971, Москва, СССР) — советский пианист, композитор, аранжировщик, дирижёр, руководитель оркестра, публицист и общественный деятель. Один из родоначальников советского джаза, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио (19391946). Заслуженный артист РСФСР (1957).

Биография

Родился в семье парикмахера в Александровске (ныне Запорожье). Обучался игре на скрипке и фортепиано (с 7 лет), а с 12 лет поступил на фортепианное отделение музыкального техникума в Нижнем Новгороде. В тринадцать лет (1919) он получил первую премию за исполнение Одиннадцатой Рапсодии Ференца Листа.

В 1923 году переезжает в Москву, где становится заведующим музыкальным отделом Московской драматической студии имени А. С. Грибоедова.

В 19251930 годах продолжил обучение в Московской консерватории (фортепианное отделение, класс профессора Ф. М. Блуменфельда), которую закончил с золотой медалью.

Он сумел выработать свой, неповторимый фортепианный стиль, который узнаётся мгновенно и запоминается на всю жизнь. Его красочный пианизм — брызжущая жизнелюбием виртуозность в сочетании с поэтическим изяществом — действовал и действует на слушателей, захватывая дух.

— «Полный Джаз»

В 1945 году впервые в СССР в Большом Зале Московской Консерватории прозвучала Rhapsody in Blue Джорджа Гершвина (солист — Цфасман)

В 1966 году стал одним из учредителей и членом Международной джазовой федерации при ЮНЕСКО (в одной делегации с Уиллисом Коновером (Willis Conover) и Алексеем Баташевым).

Скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Творчество

Первые пьесы пишет в 1924 году: «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие.

Дирижёр основанного им первого московского джазового оркестра «АМА-джаз» (192630). Через год этот оркестр впервые исполнил джазовую музыку на радио и первым записал её на грампластинку («Аллилуйя»).

Оркестр выступал в Саду «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона). Именно оркестр под управлением Цфасмана первым исполнил джазовую музыку по советскому радио в 1927 году. Осуществляются первые записи на грампластинки

Многие деятели музыкальной общественности, впервые услышав Александра Цфасмана, восторженно отзывались о высокой исполнительской технике музыкантов, но в особенности — их лидера, пианиста-виртуоза Александра Цфасмана. Об его оригинальных колоритных аранжировках известных произведений в музыкальных кругах уже тогда слагали настоящие легенды.

Исаак Дунаевский, очень интересовавшийся джазом, неоднократно посещал репетиции ансамбля. А молодой композитор и пианист, киевлянин Артур Полонский, посвятил Цфасману свою первую джазовую композицию «Джаз-фокстрот»…

В начале 1930-х годов Цфасман работал некоторое время тапёром в кино, затем — концертмейстером в балетной школе ГАБТа.

Тридцать лет в репертуаре выдающегося танцовщика Асафа Мессерера была специально для него написанная Цфасманом и поставленная Игорем Моисеевым хореографический номер «Футболист».

В 1932 году Цфасман организовал ансамбль «Московские ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».

Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение выдающихся музыкантов: А. Б. Гольденвейзера, К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, Д. Д. Шостаковича

Это было в начале 1950-х годов. Шостакович написал музыку к фильму «Незабываемый 1919-й» и попросил Цфасмана исполнить партию фортепиано в большом оркестровом эпизоде — «нечто вроде концерта», как сказал сам композитор.

«Для Вас это не представит трудности, — писал Шостакович Цфасману. — Сам же я сыграть не могу»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ