Эндрю Хилл (англ. Andrew Hill, 1931—2007) — американский джазовый пианист и композитор. Музыкальный критик Джон Фордхэм говорил о Хилле, как об «уникально одаренном композиторе, пианисте и педагоге», хотя «большую часть своей карьеры он был известным лишь внутри джазового мира». Его лучшие работы были записаны на Blue Note Records.
Жизнь и карьера
Эндрю Хилл родился в Чикаго, Иллинойс (в некоторых ранних источниках ошибочно указан Порт-о-Пренс, Гаити) в семье Уильяма и Хатти Хилл. Его брат Роберт был певцом и играл на скрипке. Начал играть на пианино в возрасте тринадцати лет, будучи вдохновленным Эрлом Хайнсом. Еще тинэйджером Эндрю выступал с местными ритм-эн-блюз-группами и гастролирующими джаз-музыкантами, включая Чарли Паркера и Майлза Девиса. Вспоминая это время в одном интервью, Хилл рассказывал, что его первыми шагами в музыке были игра на аккордеоне и чечётка в различных talent show Чикаго в сороковых.
В 50-м он выучил свои первые блюзовые темы на фортепиано, а в 53-м получил первую работу в группе Пола Уильямса. В то время он играл и на баритон-саксофоне, но именно выступления в качестве пианиста принесли ему локальную известность и знакомства с музыкантами. Некоторое время Эндрю гастролировал с «Королевой Блюза» Диной Вашингтон, но в начале 60-х осел в Нью-Йорке. Здесь, на лейбле Blue Note, были сделаны записи, сделавшие ему имя в мире джаза. С 63-го по 70-й были записаны 12 альбомов, в которых поучаствовали такие пост-боп-музыканты как Джо Чамберс, Ричард Девис, Эрик Долфи, Бобби Хатчерсон, Джо Хендерсон, Фредди Хаббард, Элвин Джонс, Вудди Шоу, Тони Уильямс и Джон Гилмор.
После 60-го он не часто появлялся на сторонних записях, сконцентрировавшись на своих, но и здесь были запоминающиеся работы, к примеру, альбом Dialogue Бобби Хатчерсона и Our Thing Джо Хендерсона.
Перебравшись в Калифорнию, Хилл стал доцентом [Университета Портленда] и организовал программу Summer Jazz Intensive. Кроме того он продолжал выступать и проводить семинары и лекции, в том числе в университете Торонто и Гарварде.
Последний концерт Эндрю Хилл сыграл 29-го марта 2007 в церкви Троицы в Нью-Йорке, куда он вернулся в 90-х. Меньше чем через месяц он умер в своем доме в Джерси от рака легких.
В мае 2007 он посмертно стал почетным доктором музыкального колледжа Беркли.
Стиль
Наибольшее влияние на Хилла оказали Телониус Монк, Бад Пауэлл и Арт Тэйтум. «Монк для меня как Равель и Дебюсси, в плане вклада личности в свою музыку», — сказал он в интервью 1963 года. Влияние Пауэлла было еще значительнее, но Хилл видел в его музыке определенный тупик: «Если ты остаешься с Бадом надолго, ты начинаешь звучать как он, даже если делаешь что то, чего он не делал никогда». Арта Татума Эндрю Хилл называл «воплощением современной игры на фортепиано».
Хилл создал уникальную смесь хроматического хода с модальной, и, иногда, свободной импровизацией. Хотя его музыку часто классифицируют как авангард, она имеет мало общего с атональными импровизациями Сесила Тейлора. Его ранние работы, такие как Point of departure, с участием Эрика Долфи, показывают желание двигаться вперед, не порывая, однако, с традициями предыдущих поколений. Некоторые его композиции могут быть задумчивыми, при этом в своей игре он зачастую шел против ритмической картины. Вообще ритмическая и гармоническая сложность была отличительной чертой его композиций и выступлений.
В 2001-м году альбом Dusk был выбран лучшей пластинкой года журналами Down Beat и JazzTimes, а несколько его записей на Blue Note были переизданы или изданы впервые благодаря привлеченному этим вниманию.
Дискография
Как лидер
Blue Note Records
| East Wind Records
| Palmetto Records
Compilations
|
Принял участие
With Walt Dickerson
With Rahsaan Roland Kirk
With Jimmy Woods
With Hank Mobley
With Joe Henderson
| With Bobby Hutcherson
With Russel Baba
With Reggie Workman
With Greg Osby
|