Галина Ивановна Уствольская (17 июня 1919 — 22 декабря 2006) — советский и российский композитор.
Биография
Родилась 17 июня 1919 года в Петрограде. Закончила Ленинградскую консерваторию в 1947 году (класс Дмитрия Шостаковича). В 1950-х годах Уствольская отходит от учителя и движется к собственному, предельно аскетическому музыкальному языку, для которого характерна высочайшая сосредоточенность, редкий драматизм, насыщенность духовным поиском.
С сентября 1947 года по февраль 1977-го вела факультатив по композиции в ленинградском Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова.
Сочинения Уствольской исполнялись крайне редко. Подлинное признание пришло к композитору только в конце 1980-х годов, — после того, как на ленинградском концерте оказался директор крупнейшего музыкального издательства «Сикорски» (нем.) Юрген Кёхель и нидерландский музыковед Элмер Шёнбергер. Шёнбергер был настолько потрясен услышанным, что не пожалел средств на то, чтобы этот концерт прозвучал в Европе. Вскоре был организован ряд международных фестивалей музыки Уствольской (1995, 1996, 2005 — Амстердам, 1998 — Вена, 1999 — Берн, 2001 — Варшава, 2004 — Бастад), а издательство «Сикорски» приобрело права на публикацию её произведений. На предложения эмигрировать из России всегда следовал однозначный отказ: вся жизнь композитора была связана с Санкт-Петербургом, который она покидала лишь несколько раз, уезжая на зарубежные гастроли (Вена, Берн, Бастад, Амстердам). Галина Ивановна Уствольская вела отшельническую жизнь, до последних дней продолжая творить.
Умерла 22 декабря 2006 года в Санкт-Петербурге на 88-м году жизни. Похоронена на Волковском лютеранском кладбище, 11-й участок.
Семья
Муж — Константин Багренин, композитор, родился в 1941 г. Брак зарегистрирован в 1965 г.
Творчество
Широко цитируются слова Виктора Суслина, с которым Уствольская состояла в дружеской переписке и который готовил публикацию её сочинений в издательстве Сикорски, он называл её «голосом из „Чёрной дыры“ Ленинграда, эпицентра коммунистического террора, города, пережившего столь ужасные страдания и муки войны». Уствольской нравилось это сравнение (которое она сама же придумала, написав кому-то в письме, что её музыка — это «Musik aus dem schwarzen Loch»), хотя история, политика и общественная жизнь её абсолютно не интересовали. По-настоящему её интересовала только собственная музыка. И это был больше, чем интерес — постоянный и интенсивный процесс сочинения занимал все её мысли. Композитор Борис Тищенко сравнивал её музыку с «узостью лазерного луча, прошивающего металл».
Исполнители
К сочинениям Уствольской обращались такие исполнители, как Анатолий Ведерников, Мстислав Ростропович, Алексей Любимов, Олег Малов, Иван Соколов, Рейнберт де Леу, Фрэнк Деньер, Марианна Шрёдер, Антоний Барышевский и др.
Признание
Шостакович в своём Струнном квартете № 5 и в девятой пьесе Сюиты на стихи Микеланджело использовал вторую тему из финала Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Уствольской.
Уствольская — лауреат Гейдельбергской премии за достижения в области искусства (1992). В 1993 году Американский биографический институт назвал её человеком года. О ней сняты два документальных фильма нидерландским телевидением в 1994 и 2005 годах и российским телеканалом «Культура» в 2004 году. На родине произведения Уствольской исполнялись редко и начали несколько чаще звучать лишь после 1991 года. В год её 90-летия в Москве и Санкт-Петербурге (2009) прошли два юбилейных концерта, организованных Алексеем Любимовым. В других странах интерес к музыке Уствольской значительно выше.
Сочинения
- Концерт для фортепиано, струнного оркестра и литавр (1946)
- Первая соната для фортепиано (1947)
- «Сон Степана Разина». Былина для баса и симфонического оркестра (1948)
- Трио для кларнета, скрипки и фортепиано (1949)
- Октет для двух гобоев, четырёх скрипок, литавр и фортепиано (1949—1950)
- Вторая соната для фортепиано (1951)
- Третья соната для фортепиано (1952)
- Соната для скрипки и фортепиано (1952)
- Двенадцать прелюдий для фортепиано (1953)
- Сюита для симфонического оркестра («Спортивная») (1955)
- Первая симфония для большого оркестра и двух солистов-мальчиков. Текст Дж. Родари (1955)
- Четвёртая соната для фортепиано (1957)
- Поэма № 1 («Огни в степи») (1958)
- Поэма № 2 («Подвиг героя») (1959)
- Большой дуэт для виолончели и фортепиано (1959)
- Дуэт для скрипки и фортепиано (1964)
- Композиция № 1. Dona nobis pacem для флейты пикколо, тубы и фортепиано (1970—1971)
- Композиция № 2. Dies irae для восьми контрабасов, ударных и фортепиано (1972—1973)
- Композиция № 3. Benedictus, qui venit. для четырёх флейт, четырёх фаготов и фортепиано (1974—1975)
- Вторая симфония «Истинная, Вечная Благость» для оркестра и голоса соло. Текст Германа Расслабленного (1979)
- Третья симфония «Иисусе Мессия, спаси нас!» для духовых, ударных, контрабаса, чтеца и фортепиано. Текст Германа Расслабленного (1983)
- Четвёртая симфония «Молитва», для контральто, трубы, фортепиано и тамтама. Текст Германа Расслабленного (1985—1987)
- Пятая соната для фортепиано (1986)
- Шестая соната для фортепиано (1988)
- Пятая симфония «Amen», для скрипки, гобоя, трубы, тубы, ударных и солиста (1989—1990)
Литература о композиторе
- Суслин В. Музыка духовной независимости: Галина Уствольская // Музыка из бывшего СССР / Под ред. В. Ценовой. М.: Композитор, 1996, с. 141—156 (на англ. яз.: Suslin V. The music of Spiritual Independence: Galina Ustvolskaya// «Ex oriente…I»: Ten Composers from the former USSR/ Ed. by Valeria Tsenova. Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 2002, pp. 207—266).
- Гладкова О. Галина Уствольская. Музыка как наваждение. М.: Музыка, 1999 (на нем. яз.: Gladkowa O.I. Galina Ustwolskaja: Musik als magische Kraft. Berlin: Kuhn, 2001).
- Сакральная символика в жанрах инструментального творчества. Галина Уствольская // История отечественной музыки второй половины XX века. Учебник/ Отв. ред. Т. Н. Левая. — Санкт-Петербург: Композитор, 2005. ISBN 5-7379-0277-3
- Бокман С. Музыка Галины Уствольской// Журнал «Дельфис» — № 74(2) — 2013 г.