Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Уголино ди Нерио: биография

Пределла была покрыта сценами страстей Христовых. Она начиналась «Тайной вечерей» (ныне в Музее Метрополитен, Нью-Йорк), далее шли «Предательство Иуды» (Национальная галерея, Лондон), «Бичевание Христа» (Берлин, Гос. Музеи), «Путь на Голгофу» и «Снятие с креста» (обе в Национальной галерее, Лондон), «Положение во гроб» (Берлин, Гос. Музеи) и «Воскресение» (Нац. Галерея, Лондон).

Интересно, что «Путь на Голгофу» находился непосредственно под изображением «Мадонны с младенцем», то есть там, где обычно писали «Распятие». Саму же сцену «Распятия» (не сохранилась) художник перенёс в верхний ярус, расположив её над «Мадонной с младенцем». Исследователи считают, что эти изменения были внесены для того, чтобы подчеркнуть то, что храм посвящён Святому Кресту (Santa Croce — итал. Святой Крест). Кроме того, крест имел особое значение для францисканцев, построивших этот храм, так как основатель их ордена св. Франциск обрёл стигматы, отражающие раны, полученные Христом в результате распятия на кресте. Перекрестие в виде буквы Х, образованное крестом, который несёт Иисус, приходилось точно на центральную ось всего полиптиха, и являлось спиритуальным и композиционным центром алтаря. Другой важный посыл этой центральной сцены пределлы заключается в смирении, с которым несёт крест Христос.

Все композиционные схемы Страстей Христовых Уголино позаимствовал из «Маэсты» Дуччо, с которым длительное время работал в кооперации. Он упростил сцены и одновременно усилил их драматический эффект. Например, в сцене «Предательства Иуды» художник сократил число апостолов, сосредоточившись на главном событии. Равным образом в сцене «Путь на Голгофу» он сократил число персонажей, выделив смирение Христа, и скорбь Богоматери.

В целом полиптих написан под сильным влиянием творческой манеры Дуччо. Однако любопытен следующий факт: там где Дуччо использует богатый и дорогой ультрамарин, Уголино ди Нерио употребляет более дешёвый, отдающий зеленоватыми тонами азурит. В случае с полиптихом из Санта Кроче, который для художника был престижным, крупным заказом, исключено, что такая замена могла делаться из экономии; она была следствием колористических предпочтений художника.

Полиптихи

Уголино приписывают несколько сохранившихся целиком полиптихов. Все эти произведения содержат изображения святых по пояс; по церковной классификации их именуют dossal (доссаль — заалтарный образ).

Самым ранним полиптихом, в создании которого принял участие Уголино ди Нерио, считают «Мадонну с младенцем и святыми Августином, Павлом, Петром и Домиником» (Сиена, Пинакотека, инв. № 28; разм. 139х242см)); его датируют 1305—1308 или 1300—1320 годами. Большинство исследователей считают этот полиптих произведением «мастерской Дуччо». Он дошёл до наших дней в плохом состоянии. Дуччо предположительно выполнил центральный образ — «Мадонну с младенцем», а боковые створки и картины пинаклей расписывал кто-то из его ассистентов. Вполне вероятно, что это был Уголино.

Другой полиптих из сиенской Пинакотеки «Мадонна с младенцем и святыми Кларой, Лаврентием, Франциском и Иоанном Богословом» (инв. № 39) одни эксперты датируют приблизительно тем же периодом (1310-15гг), другие 1325—1330 годами, полагая, что он был выполнен после работ для флорентийской церкви Санта Кроче. Он чуть меньше первого (84х189см) и повторяет его формулу. Не сохранилась ни оригинальная рама полиптиха, ни его пинакли. Произведение было заказано сиенским францисканским конвентом Санта Кьяра (св. Клары). Присутствие на алтаре св. Клары и св. Франциска являются дополнительным аргументом в пользу того, что его заказчиками могли быть монахини-клариссинки.

Полиптих «Мадонна с младенцем и святыми Франциском, Иоанном Крестителем, Иаковом и Марией Магдалиной» (122х192 см; Музей искусства, Кливленд), по мнению экспертов, был создан «до 1317 года», то есть тогда, когда, как предполагают, Уголино всё ещё работал в мастерской Дуччо и находился под сильным влиянием его искусства. Его особенностью является то, что в верхней части над Мадонной с младенцем расположена сцена Распятия, а в пинаклях изображены не привычные пророки, но апостолы Пётр (с ключом в руке) и Павел (с мечом), а также двое святых, не имеющих однозначной идентификации. Младенец-Христос нежно играет с матерью, повторяя жест, который можно видеть в работах Дуччо. Сама Богородица обратила свой печальный взор как бы внутрь себя, предчувствуя судьбу своего божественного сына. Исследователи считают, что сцена Распятия располагалась над Мадонной с младенцем для того, чтобы подчеркнуть распространённую в те времена веру в то, что Богородица знала, какая судьба ожидает её сына. Неизвестна церковь, для которой предназначалось произведение, однако присутствие св. Франциска говорит о том, что она имела отношение к францисканскому ордену.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ