Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Убайдуллах Шаши: биография

После гибели Абу Саида в 1469 году престол наследовал его сын Ахмед. Новый правитель был более склонен к праздным развлечениям, чем к государственным делам, и вся полнота власти сосредоточилась в руках его муршида Ходжи Ахрара. Шейх Убайдуллах сумел объединить под своей властью большинство разрозненных суфийских общин и создал под Самаркандом крупный духовный центр с большим штатом чиновников. Он управлял государством двадцать лет, распространив своё влияние далеко за его приделы. Современник духовного лидера тариката Накшбанди поэт и философ Алишер Навои в своей книге «Насаим ал-мухаббат мин шамаиль аль-футувват» (Дуновения любви) отмечал:

В последующие времена обрёл он удивительное влияние на державы и неизречённую близость к властителям и повелителям. Властители Мавераннахра считали себя его мюридами и сподвижниками, но и многие повелители от Египта до Китая и Индии считали себя сподвижниками Ходжи и его подданными

Примечательно также, что Ходжа Ахрар получил во владение оригинал корана Усмана, ранее принадлежавший царствующей династии Мавераннахра. К концу жизни шейх Убайдуллах стал одним из самых богатых людей в Средней Азии. Только под Самаркандом и Карши в его собственности находилось 63 тысячи гектаров земли. Принадлежавшие ему отары насчитывали более миллиона овец, а количество лошадей и верблюдов исчислялось несколькими тысячами. При этом Ходжа Ахрар жил очень скромно и значительную часть своих доходов тратил на благотворительность, а также на строительство мечетей, медресе и суфийских общежитий по всей стране. В то же время известна легенда о жадности богатейшего шейха: в Ташкенте говорили, что на торговле его тканями подбирали нитки, выпадавшие при отрезе материи, и городское медресе было возведено на выручку от перепродажи этих ниток.

Ходжа Ахрар оставил после себя значительное литературное наследие. Из десятка приписываемых шейху Убайдуллаху произведений два безусловно принадлежат его перу и ещё два («Факарат алъ-арифии» («Параграфы познавших») и «Малфузат» Мир Абдулаввали Нишопури) представляют собой сборники его изречений и афоризмов, составленные учениками. Первый и самый значительный из трактатов Ходжи Ахрара, «Рисалаи Валидия» («Родительское послание»), посвящён проблемам познания Аллаха и особенностям ордена Хаджаган. Он состоит из 243 бейтов, написанных метром рамали мусаддаси махфуз. Трактат был хорошо известен не только в арабском мире, но и среди тюркоязычного населения благодаря переводу Бабура. Второй труд «Рисалаи Хаурайе» («Послание о гуриях») посвящён исследованию Священного рубаи одного из столпов суфизма шейха Абусаида Фазлуллаха Абулхайра Махнаи.

Шейх Насыр-ад-дин Убайдуллах ибн Махмуд Шаши умер в 895 году хиджры (1489 год по григорианскому календарю) в своём загородном поместье Камангаран по одним данным в ночь с 12 на 13 число месяца Раби аль-авваль (с 22 на 23 февраля 1489 года), по другим данным в ночь с 24 на 25 число месяца раби-аль-ахир (с 5 на 6 апреля 1489 года). Проводить святого в последний путь пришли почти все жители Самарканда, в том числе и султан Ахмед, который нёс гроб с телом учителя на своих плечах до места его упокоения. Ходжа Ахрар вали был похоронен на территории построенного им суфийского центра в селении Кафшир к югу от Самарканда. «Силсила» он передал своему мюриду Мухаммаду аз-Захиду аль-Кади ас-Самарканди.

Память

  • Имя Ходжи Ахрара носит улица в Самарканде и джума-мечеть в Ташкенте.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ