Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Убайдуллах Шаши

Убайдуллах Шаши

Монархи

годах фактический правитель государства Тимуридов


Насыр-ад-дин Убайдуллах ибн Махмуд Шаши, также известный как Ходжа Ахрар (1404—1489) — крупный религиозный и государственный деятель Мавераннахра. Духовный лидер суфийского тариката Накшбанди. Шейх, девятнадцатый в золотой цепи преемственности шейхов тариката. В 1469—1489 годах фактический правитель государства Тимуридов. В суфизме почитается как святой под именем Ходжи Ахрара вали.

Биография

Восхождение

Насыр-ад-дин Убайдуллах ибн Махмуд Шаши родился в 806 году хиджры в ночь предопределения священного месяца Рамадан (последняя декада апреля 1404 года) в кишлаке Багистан в области Шаш Мавераннахра (ныне посёлок в Бостанлыкском районе Ташкентской области Республики Узбекистан) в знатной семье. По линии отца, Ходжи Махмуда, он был потомком выходца из Багдада Мухаммада Номи аль-Багдади, арабского учёного, переехавшего в Шаш в X веке. По материнской линии он приходился правнуком шейху Ховенди ат-Тахуру, более известному как Шейхантахур, прямому потомку второго благочестивого халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Рождение будущего великого шейха было предсказано арифом Низамуддином аль-Хамушем ас-Самарканди, которому было видение во время медитации.

Мистические истории сопровождали Убайдуллаха с момента его появления на свет. Согласно преданию, сразу после рождения он в течение 40 дней, пока длился нифас, не притрагивался к материнской груди. Сам святой позднее рассказывал, что помнил все разговоры окружающих и всё, что с ним происходило, начиная с одного года. В детстве Убайдуллах был замкнутым, сторонился сверстников, не играл в детские игры. Большую часть времени он проводил в мечетях и на мазарах местных святых и праведников, усердно предаваясь молитвам и медитации. После смерти Махмуда Шаши опеку над его семьёй взял его брат Ибрагим. Убайдуллах получил в семье дяди хорошее начальное образование. Когда же пришло время идти в медресе, подросток совсем утратил интерес к учёбе. «Каждый раз, когда я иду на учёбу, я чувствую себя больным» — не раз говорил он дяде Ибрагиму. К восемнадцати годам юноша окончательно встал на путь суфийского мистика. Окружающие Убайдуллаха люди нередко наблюдали, как во время зикра он впадал в мистический транс прямо посреди шумного базара.

В 1426 году, когда Убайдуллаху исполнилось 22 года, дядя отправил его учиться в самое престижное заведение Мавераннахра — медресе Улугбека в Самарканде. Вполне вероятно, что выбирая для племянника учебное учреждение, отличавшееся светским характером образования, Ходжа Ибрагим аш-Шаши пытался отвлечь Убайдуллаха от фанатичного следования выбранному пути. Однако юноша не уделял должного внимания учёбе. Об этом периоде своей жизни он впоследствии говорил: «В целом наше обучение не преодолело одной-двух страниц». Такой пренебрежительной оценкой шейх подчёркивал, что его глубокие знания и мудрость не являются результатом постижения светских наук, а ниспосланы ему свыше. Почти всё своё время Убайдуллах проводил на мазаре Кусама ибн Аббаса. По его словам, именно там к нему явились пророки Мухаммед и Иса Пайгамбар, которые укрепили его в вере и наставили на путь дервиша. Взяв посох, Убайдуллах отправился в странствие по Мавераннахру в поисках высшего знания, способного привести его к вершине духовной власти.

В Бухаре Убайдуллах становится адептом суфийского ордена Накшбанди, слушает проповеди его шейхов, но не найдя среди них учителя, идёт в Хорасан. Когда он прибыл в Герат, ему уже исполнилось 24 года. Здесь он, наконец, становится послушником одного из самых авторитетных шейхов тариката Накшбанди Сайида Касима ат-Табризи. Около четрёх лет под его наставничеством Убайдуллах постигал учение Бахауддина Накшбанда, полностью отрекшись от всего мирского. «Я был сподвижником многих суфийских шейхов, — рассказывал впоследствии шейх Убайдуллах о своём учителе, — но ни у одного из них не наблюдал состояния более высокого, чем у него. Всё, что я получил от других шейхов, — ничто по сравнению с тем, что я получил от него». Когда обучение было закончено, шейх Сайид Касим указал своему ученику путь в Гиссарские горы, где жил духовный лидер братства шейх Якуб ибн Осман ибн Махмуд аль-Чархи. Когда Убайдуллах достиг горного кишлака Халкату, он был крайне измождён и двадцать дней пролежал в лихорадке. Местные жители даже думали, что дервиш умрёт, но когда он всё же предстал перед хазратом Якубом, великий шейх сразу признал в нём достойного продолжателя дела Бахауддина Накшбанда. Убайдуллах стал его мюридом и очень быстро получил от Якуба аль-Чархи его знания и опыт, а вместе с ними иршад — право самому быть наставником суфиев, и «силсила» — преемственную святость. Другие мюриды шейха Якуба были поражены той скоростью, с какой он передал тайные знания своему новому послушнику. На их вопросы старец отвечал:

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ