Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Убайдуллах Шаши: биография

Он совершенный человек и ни в чём не нуждается, кроме дозволения, разрешения воспитывать других. Аллах дал ему чрезвычайно мощную силу… У него имеются все условия для того, чтобы быть шейхом-наставником. Светильник, фитиль и масло приготовлены

— Святыни Узбекистана. Стр. 40

Получив благословение Якуба аль-Чархи, новый шейх ордена Накшбанди ещё около года совершенствовался в духовных практиках в Герате под наблюдением Сайида Касима ат-Табризи. В 1432 году Убайдуллах вернулся в Шаш и обосновался в Ташкенте. Очень скоро у молодого шейха появились первые мюриды. Кроме того, в народной среде быстро распространились слухи о высоком искусстве врачевания ишана, его даре предвидения и необыкновенной силе его амулетов. На первые подношения Убайдуллах купил акр земли недалеко от Паркента, арендовал пару волов у своих родственников и занялся хлебопашеством. Высокие урожаи, удача в торговле и подношения новых мюридов, среди которых было немало богатых и влиятельных людей, сделали шейха одним из самых состоятельных землевладельцев в округе. Но богатство не особенно волновало Убайдуллаха. Он продолжал вести аскетический образ жизни, носил скромную, уже кем-то ношенную одежду, а значительную часть своего состояния тратил на благотворительность. Когда в конце 1430-х годов в области Шаш в результате засухи случился неурожай, шейх Убайдуллах открыл свои амбары для голодающих, а также из своего кармана выплатил за разорённых дехкан налог в размере 300000 динаров. С того времени за ним прочно закрепилось прозвище Ходжа Ахрар — Ходжа «посвященный Аллаху». Позднее к его прозвищу стали добавлять и слово «вали» (провидец).

Известность шейха Убайдуллаха быстро росла, и вскоре наследник святости Бахауддина Накшбанда стал идейным знаменем духовенства Мавераннахра, выступившего против светского правления Улугбека. В советской историографии высказывалось мнение о причастности Ходжи Ахрара к заговору против султана, но никаких доказательств этого так и не было найдено. Улугбек был убит в октябре 1449 году по приказу своего сына Абд аль-Латифа, и вскоре после его смерти в Мавераннахре началась кровавая междоусобная война. Шейх Убайдуллах принял сторону тимурида Абу Саида, который в 1451 году лично приезжал к нему за благословением перед походом на Самарканд. После победы Абу Саида в феодальной распре, Ходжа Ахрар был приглашён ко двору нового султана и стал его советником, а также муршидом его сыновей. Перед отъездом в Самарканд шейх Убайдуллах построил для жителей Ташкента соборную мечеть возле рынка Чорсу, а также основал небольшое медресе в махалле Гульбазар.

Духовный лидер Мавераннахра

С приходом к власти Ходжи Ахрара эпоха просвещения в Мавераннахре сменилась религиозным фанатизмом. Все явления, признанные нешариатскими, яростно искоренялись из общественной жизни. Была усилена роль духовенства в государственном управлении, активно насаждался ханафитский мазхаб в судопроизводстве. Значительный урон был нанесён как светскому образованию, так и науке в целом. Многие учёные вынуждены были покиуть Мавераннахр, и с их уходом Самарканд утратил статус передового центра науки и литературы. В то же время радикальные перемены внутри самого ордена чеканщиков имели и прогрессивное влияние на развитие региона. Шейх Убайдуллах провозгласил новый курс для последователей суфизма — активное участие в общественной жизни и государственном управлении. Отшельничество и жизнь на подаяние объявлялись неприемлемыми для членов братства. Ходжа Ахрар считал, что цель суфия состоит не в том, чтобы спасти свою собственную душу, а в том, чтобы спасти души всего мира, а для этого нужно иметь богатство и власть и использовать их для достижения цели. Но при этом шейх всегда уточнял, что «к власти над миром должен стремиться лишь тот, кого уже мир как мир привлекать не может, тот, который достиг степени безразличия и совершенного равнодушия по отношению к ценности и прелестям мира». Одной из главных задач ордена Накшбани духовный лидер Мавераннахра считал заступничество за бедных и обездоленных, заботу о людях труда, ибо «до нас шейхи не обращались к мирам и падишахам по поводу дел простого народа». В 1460 году шейх Убайдуллах добился отмены тамги — кабального налога, взимавшегося с населения ещё со времён монгольского господства, и заметного смягчения существовавшей в государстве Тимуридов чагатайской системы наказаний. Велика также личная заслуга Ходжи Ахрара в прекращении междоусобных войн, опустошавших страну и разорявших население. Всё это положительно сказалось на развитии ремёсел и сельского хозяйства в Мавераннахре, способствовало ослаблению феодального гнёта.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ