Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Томатис, Катерина

Томатис, Катерина

Музыка

итальянская танцовщица, певица и актриса; любовница польского короля Станислава Августа


Чечилия Катерина Гаттаи Филипацци Томатис (Катаи), графиня де Валери (Cecilia Caterina Gattai Filipazzi Tomatis; Katarzyna Tomatis) (1745, Милан — 1785, Варшава) — итальянская танцовщица, певица и актриса; любовница польского короля Станислава Августа.

Биография

Девичьей фамилией Катерины была Гаттаи. Она выступала в Венеции (1760—1761), Праге (1761), Варшаве (1764).

Её первым мужем был некто Филипацци (Filippazzi), а вторым, примерно с 1766 года — комический актёр Карло Александр Томатис (Karol Aleksander Tomatis, ум. 1787; по другим указаниям — 1739—1807). Он перебрался из Венеции в Польшу по приглашению короля Станислава Августа как импресарио и capocomico театральной труппы Compagnia di Teatranti. 3 декабря был подписан контракт, согласно которому он стал первым директором королевских театров в Варшаве (1765) — первого публичного театра в столице. В том же 1765 году он получил титул графа де Валери (сonte de Valery-Thomatis della Sabaudia; сonte Thomatis-Valei d’Etruria), либо изначально представлялся под ним.

Своё состояние в Польше Томатис составил, в первую очередь, карточной игрой с придворными. Казанова пишет в своих мемуарах о неком знакомом, перебравшимся в Польшу: «…он повстречал ещё худших шулеров, чем сам. Варшава кишела ими, но всех более преуспевал Томатис».

Также Томатис как антрепренер занимался организацией масштабных дорогостоящих театрализованных зрелищ для польских магнатов, выставляя им за это огромные счета. В ноябре 1769 года, как упоминает историк Соловьев, «приехал в Париж итальянец граф Томатис, служивший у польского короля распорядителем придворных зрелищ», со сплетнями о русско-турецком конфликте.

Для Томатиса и его жены королём был возведен дворец Круликарня (между 1782 и 1786 годами). Считается, что Томатис выполнял роль сутенёра для короля, и его «вилла в Круликарне было нечто немного большее, чем первоклассный бордель». Прозвание официальной королевской фаворитки (matresse-en-titre) Катерина приобрела примерно в начале 1770 года. Её называли «rozkosz stolicy i dworu». В 1789 году Томатис стал командором итальянского ордена св. Маврикия и Лазаря.

Прусский камергер Эрнст фон Лендорфф (Ernst Ahasverus von Lehndorff), посетив Варшаву в 1781 году, написал об этой супружеской паре: «оба достигли богатства и уважения. Она начала свою карьеру как танцорка, он — как картёжник: получили графский титул и наслаждаются особым уважением короля и великих мира сего. Пани Томатис весьма мила, и её муж очень приличен».

Катерина изображена на двух портретах кисти Марчелло Баччарелли (профильный; и в образе музы); оба хранятся в королевском дворце в Лазенках. Миниатюра с её изображением из личной коллекции короля была продана недавно на аукционе Кристис.

В мемуарах Казановы

Казанова в своих мемуарах пишет о семейной паре Томатисов:

… Томатис, хозяин оперы-буфф и миланской танцовщицы по имени Катаи, коя своими прелестями и отчасти талантом услаждала город и двор; Томатис повелевал ею всецело. (…) Актрисы и танцовщицы показались мне прехорошенькими, но лучше всех Катаи, коя танцевала с большой важностью, не знала ни единого па, но вызывала всеобщие рукоплескания.

Катерину в любовных похождениях темпераментный венецианец своим вниманием обошел, зато ему понравилась её конкурентка («Катаи вовсе меня не привлекала; она была красивей Бинетти, но страдала падучей»). Далее Казанова пишет, как коронный подстолий Ксаверий Браницкий (любовник танцовщицы Анны Бинетти — недруга Катерины) оскорбил Томатиса: Браницкий начал ухаживать за Катериной и приказал своему гусару дать мужу пощечину. Это Томатис проглотил. Далее Браницкий спровоцировал вызов на дуэль и самого Казановы, который его ранил в левую руку, причем пуля перед этим царапнула его живот. Друг раненого Бисинский ворвался к Томатису, беседовавшему со своей любовницей, князем Любомирским и графом Мошинским. «Он спросил у Томатиса, где я, и, услыхав, что тот знать не знает, разрядил пистолет ему в голову (…) Но раз Томатис жив, значит, в пистолете Бисинского не было пули», пишет Казанова.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ