Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Саул: биография

Анализ правления

Главным достижением Саула было объединение ряда израильских групп от Галаада до Иудеи, создание первого политического единства, которое было настоятельно необходимо для постоянной военной угрозы (филистимляне — на западе, хараанеяне на севере, амаликетяне на юге), контролировавшей значительную часть Палестины. Саул пытался объединить под своей властью весь Израиль (поскольку евреи чётко знали, какая земля должна принадлежать им, согласно обещанию, данному Господом при Иисусе Навине). С целью защиты заиорданских племён Израиля он ведёт войну с царём Моава; выступает против арамейского царства Соба чтобы защитить северные израильские племена, и воюет с амалекитянами, чтобы укрепить влияние в Южной Палестине. Также он завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов и присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Единство нации, тем не менее, было ещё очень шатким, и все его царствование отмечено непрерывными войнами, шедшими с переменным успехом. Начало государственности, впрочем, было уже положено.

Политика Саула была по большей части направлена на консолидацию монархии. По всей видимости, во время правления он не пытался распространить свою власть за пределы территорий, населённых израильтянами. Также не пытался заменить традиционное племенное руководство централизованным подчинённым царю административным аппаратом, оставаясь по сути военизированным главой ополчения с ядром из регулярного войска (которое впервые было создано именно при нём и насчитывало 3 тыс. воинов). Можно сделать вывод, что во времена его правления упорядоченная административная система ещё не сложилась. По всей видимости, основную долю зарождавшейся администрации составляли члены его семьи (сын Ионафан стоял во главе одного из контингентов постоянной армии; Авенир, родственник Саула, был главой царской армии; большинство военачальников составляли члены его колена Вениаминова). Племенная организация ещё продолжала существовать — Саул считался не просто царём, а главой колен Израилевых. Традиционные для Древнего Востока монархические институты ещё не сформировались.

Советский историк В. И. Авдиев пишет: «царство Саула все ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании [это произведение в другом абзаце Авдиев, лауреат Сталинской премии, деликатно именует „героическим эпосом“] о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину у себя дома и держал военный совет под священным тамариском (синод. пер. — дубом). Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам».

Историк П.Джонсон отмечает, что Саул, как представитель колена Венеяминова, являлся южанином и, не обладая дипломатическим даром, не мог договориться с северянами, полноценной поддержкой которых он никогда не пользовался (тремя царями позднее объединённое израильское царство окончательно разъединится на Иудейское и Израильское). Важно, что правил Саул в родной Гиве, не основав столицы страны: «этот узел эмоций [Иерусалим] дал Израилю только Давид. Такова одна из причин того, что Саул не стал основателем государства, отцом династии».

Историки указывают, что организация Саулом регулярной армии и своего рода партизанская война, которую он развернул против филистимлян, подкосила их владычество над евреями, что позволило его преемнику Давиду окончательно победить их: «Неожиданные нападения Саула на войска филистимлянских захватчиков выбили их с территории племени».

Саул действительно был хорошим воином и тактиком. Любопытен пример из современной истории: майор Вивиан Гилберт в своих воспоминаниях о Первой мировой войне под названием «Роман о последнем крестовом походе» пишет: «командир отряда Алленби, находящейся в Палестине, однажды при свете свечи искал в Библии одно название. Его отряд получил приказ взять деревню, которая располагалась на скалистой возвышенности с дальней стороны глубокой долины. Деревня называлась Михмас, и это название показалось командиру чем-то знакомым». Он отыскал фрагмент в 13 главе 1-й Книги Царств, где рассказывалось о том, как Саул и Ионафан выбили филистимлян из этой деревни: «была острая скала с одной стороны, и острая скала с другой; имя одной Боцец, а имя другой Сене», они вскарабкались на неё и застали врагов врасплох. Английский офицер подумал, что этот проход в горах мог сохраниться до сих пор, он послал разведчиков, те рапортовали о находке, командир изменил план нападения и решил не атаковать Михмас всем отрядом, а послал через ущелье под прикрытием темноты лишь одну роту. Солдаты бесшумно перебили турок и заняли возвышенность. «Итак, — заключает Гилберт, — спустя тысячи лет Британская армия успешно применила тактику Саула и Ионафана». Высоко оценивает тактику Саула и Моше Даян («Жить с Библией»), воевавший на тех же территориях.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ