Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Птолемей XII Неос Дионис: биография

Прозвище Птолемей XII — Неос Дионис свидетельствует о том, что подобно своему предку Птолемею IV, имя которого — Филопатор — он носил, царь предавался религиозным оргиям. И хотя умение играть на флейте не мешает серьёзным интересам, но у Птолемея XII, кажется, напрочь отсутствовал интерес к государственным делам, а регулярная игра на флейте в древности справедливо считалась позорным занятием для царя. Лукиан Самосатский замечает:

«Самым надежным видом клеветы оказывается обвинение в чём-нибудь противоречащем главной страсти властиеля. Так, при дворе Птолемея, прозванного Дионисом, нашёлся человек, который оклеветал платоника Димитрия в том, что он пьет воду и один из всех на празднике Дионисий не облачился в женское платье. И если бы он, приглашенный к царю, с утра на виду у всех не выпил вина, не взял в руки бубен и не стал играть и плясать в тарентинском женском наряде, — он не избежал бы гибели как человек, который не только не радуется благоденствию царя, но, напротив, придерживается враждебного ему учения и слушает злые ковы против великолепного Птолемея».

Захват римлянами Кипра

В 59 году до н. э. одним из консулов был Юлий Цезарь, вождь республиканской партии. Считается, что присоединение Египта к Риму входило в его политическую программу. Однако Птолемею удалось, заплатив огромную сумму в 6 тысяч талантов (155 т 400 кг серебра), купить поддержку Цезаря. Несмотря на сопротивление аристократов, Цезарь провёл закон, по которому Птолемей Авлет наконец был признан царём Египта и согласно новому договору, «союзником и другом римского народа». Однако в договоре ничего не говорится о Кипре, где с 80 года до н. э. правил другой Птолемей, брат Авлета. В 58 году до н. э. трибун Клодий, сторонник Цезаря, провёл закон, по которому Кипр становился римской провинцией, и Марку Катону было поручено отправиться на остров и принудить царя передать своё государство Риму. Единственное обвинение против правителя Кипра, которое смог найти Рим для оправдания этого самовольного акта грабежа, состояло в том, что кипрский царь был очень богат, но недостаточно щедро распоряжался своими богатствами. В обмен на царство Катон предложил царю назначить его властью Рима верховным жрецом храма Афродиты в Пафосе. Однако Птолемей предпочёл совершить самоубийство. Его сокровища — доспехи, мебель, ювелирные украшения, ткани — честный римский стоик добросовестно доставил в Рим.

Изгнание царя

Потеря Кипра навлекла народную ярость на голову Авлета, который и пальцем не пошевелил, чтобы спасти брата. Сумма, потраченная на подкуп, была настолько велика, что Египту грозило увеличение налогового бремени и снижение стоимости металлических денег. В 58 году до н. э. Авлет отправился в Рим с жалобой на александрийцев, которые были на грани восстания, и мольбой оказать ему поддержку римскими военными силами. По дороге он посетил Родос, где на то время находился Катон. Именно в этот исторический момент Катон, в котором грубость циника сочеталась с жестокостью римлянина, намеренно принял царя Египта, сидя на стульчаке и опорожняя кишечник. Этим поступком римский военачальник со всей очевидностью показал насколько он презирает распущеного и расточительного восточного владыку.

Правление Клеопатры Трифены и Береники

Любопытно, что Авлет оставил свою семью в Египте. Неясно, была ли ещё жива его жена Клеопатра Трифена. По словам Порфирия, после отъезда Авлета александрийцы признали своими царицами его дочь Беренику IV и Клеопатру Трифену, которую он также называет его дочерью. Разумно было бы признать, что эта его дочь Клеопатра Трифена, полная тёзка своей матери, всё же является женой Авлета и Порфирий просто ошибся. Однако также известно, что имя Клеопатры Трифены, жены и сестры Авлета, исчезает из египетских документов после 7 августа 69 года до н. э., и часть историков связывает это с её смертью. С другой стороны, в надписи в Эдфу говорится, что строительство великого храма, которое вели столько царей из династии Птолемеев, начиная с 237 года до н. э., наконец-то было окончено в 25-й год Птолемея XII, когда 1 хоиаха (5 декабря 57 года до н. э.) у входного пилона были поставлены обшитые бронзой кедровые двери. На пилоне начертаны имена — «Птолемей, юный Осирис, с сестрой, царицей Клеопатрой Трифеной». Как известно, царя тогда уже не было в стране, но строители храма в Эдфу могли ещё считать его законным правителем и приписывать возведение этого сооружения ему. Однако трудно понять, почему жрецы храма в Эдфу ещё не знали о кончине царицы через 11 лет, если бы она умерла в 69 году до н. э. Кроме того, придётся предположить, что все дети Авлета, родившиеся после 69 года до н. э., появились на свет либо вне брака, либо от жены, чьё имя не появляется на памятниках. Если же, с другой стороны, Клеопатра Трифена дожила до 57 года до н. э., непонятно, почему её имя исчезает из папирусов после 69 года до н. э. Помимо смерти у этого явления могли быть и другие причины. Например, она могла поссориться с царём, так как поддерживала александрийцев и, может быть, своего второго брата на Кипре, полагая, что Авлет бездумно разбазаривает великое наследие Птолемеев, и сторонникам царя было дано понять, что ради его удовольствия имя царицы больше не должно фигурировать в официальных документах. Если так, то это объяснило бы, почему Трифена осталась в Александрии, когда Авлет бежал в Рим, и почему александрийцы признали её своей правительницей, как только он уехал, — если предположить, что она и есть та Клеопатра Трифена, о которой говорит Порфирий. Так или иначе, Клеопатра Трифена, соправительница Береники, согласно тому же Порфирию, умерла через год, после того как она захватила власть, и оставила юную Беренику единоличной царицей в Александрии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ