Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Петров-Тинехпи, Михаил Петрович: биография

Присоединение Чувашского края к России Петров-Тинехпи интерпретировал как вынужденную сдачу: «чуваши, не желая подчиниться, долго воевали… Но когда их окружили крепостями, пришлось смириться». Черемисские войны второй половины XVI века Петров-Тинехпи считал национально-освободительным движением народов Поволжья, в том числе чувашского народа: «… На берегах Средней Волги, можно сказать, не было народа, который так сильно отстаивал бы свободу, как чуваши».

В аналогичном ключе Петров-Тинехпи рассматривал и восстания чувашских крестьян в XVII—XVIII веках. По его утверждению, стойкость и упорство восставших нельзя осмыслить вне их памяти о собственной (булгарской) государственности, поскольку «чуваши никогда не забыли былой самостоятельности и свободы».

Похожей интерпретации чувашской истории придерживался в своих трудах писатель и политический деятель Метри Юман.

Арест и гибель

С 1929 года в печати стали появляться статьи и брошюры, в которых Петров-Тинехпи подвергался жесткой критике за националистические взгляды. В 1935 году историк Иван Кузнецов отнес его к числу чувашских «национал-шовинистов». В 1936 году Тинехпи был уволен из библиотеки «как не справившийся с работой заведующим кабинетом чувашеведения».

В 1937 году официозный поэт Уйп Мишши выступил в журнале «Сунтал» с разгромной статьей в адрес деятелей чувашского национального движения. Уйп утверждал, что еще в 1917 году «контрреволюционеры», в том числе Михаил Петров-Тинехпи, учредили «буржуазное чувашское правительство». Концепция булгаро-чувашской преемственности, которую последовательно отстаивал Петров-Тинехпи, была объявлена проявлением «буржуазного национализма».

30 апреля 1937 года Михаил Петров-Тинехпи был арестован. Обвинительные документы реконструируют его «тайную жизнь» после революции. По версии НКВД, еще в 1918—1919 годах он вел переговоры с католическими ксёндзами в Казани, желая установления связи чувашей, марийцев и удмуртов с западным капиталистическим миром, чтобы совместно с ним вести борьбу с большевизмом. В годы Гражданской войны Петров-Тинехпи якобы участвовал в «кулацком» восстании, за что был приговорен к расстрелу; спастись ему удалось благодаря заступничеству Даниила Эльменя.

Утвержалось, что Петров-Тинехпи входил в группу «контрреволюционно настроенных националистов» наряду с Николаем Шубоссинни и рядом других деятелей. Группу обвинили в отрицании классовой борьбы в Чувашии, намерении «оторвать» Чувашию от Советского Союза, а также пропаганде идеи булгаро-чувашской преемственности. На причастность к организации чувашских националистов проверялся научный корреспондент Петрова-Тинехпи, выдающийся лингвист Николай Поппе.

5 декабря 1937 года Михаил Петров-Тинехпи был осужден на 10 лет исправительно-трудового лагеря. 30 июля 1938 года, не выдержав допросов, он скончался в Цивильской тюрьме.

Оценки личности и взглядов

Иван Яковлев, несмотря на сложные отношения, благожелательно характеризовал Михаила Петрова как образованного и трудолюбивого человека, «которого он продвигает к чувашскому делу, но которого враги этого дела не пропускают».

В 1955 году при подготовке к реабилитации марксистские работники исследовали исторические труды Петрова. Было, в частности, заявлено, что в них отсутствует классовый подход, а концепция булгаро-чувашской преемственности сравнивалась с немецкой расовой теорией. Тем не менее, в 1956 году Михаил Петров-Тинехпи был реабилитирован.

Историк Василий Димитриев, сторонник концепции добровольного присоединения Чувашского края к России, критикует труды Петрова-Тинехпи, в частности, за резко негативное отношение оного к Русскому государству. Вместе с тем, Димитриев положительно отзывается о личных качествах научного оппонента, считая его «высоконравственным человеком», который прожил «сложную жизнь».

Философ Юрий Яковлев обращает внимание на радикальные перемены во взглядах Тинехпи после 1917 года. До революции он — служитель церкви, выступающий за обрусение чувашей, после — чувашский националист и атеист. В этом усматривается особая модель поведения, «иезуитство». По мнению философа, чувашский просветитель Иван Яковлев и его наиболее выдающиеся духовные ученики, Михаил Петров-Тинехпи и Метри Юман, пытались пройти через перипетии первой половины XX века, скопировав стратегию современного им еврейства (в пример приводится Илья Эренбург), но все они потерпели на этом пути неудачу.

Память

С 2001 года в Чебоксарах проводятся ежегодные Петровские чтения, посвященные истории и музееведению. Союзом чувашских краеведов учрежден диплом имени М. П. Тинехпи.

Избранные сочинения

  • «О Чувашах Ядринского уезда Казанской губернии» (1905)
  • «Положение инородцев в Волжско-Камском крае и просветительская система Н. И. Ильминского» (1916)
  • «О происхождении чуваш» (1925)
  • «Краткие очерки из чувашской истории. Часть 1-я. Следы древнейшей истории» (1928)
  • «Симбирская чувашская школа и Иван Яковлевич Яковлев» (1928)

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ