Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Петров-Тинехпи, Михаил Петрович

Петров-Тинехпи, Михаил Петрович

Активисты

16 сентября 1877 - 30 июля 1938

чувашский общественный деятель, историк и этнограф, идеолог чувашского булгаризма и национализма


Михаил Петрович Петров (псевдоним Тинехпи; 16 сентября 1877, Мунъялы — 30 июля 1938, Цивильск, Чувашская АССР) — чувашский общественный деятель, историк и этнограф, идеолог чувашского булгаризма и национализма. Член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

Детство и юность

Михаил Петрович Петров родился в 1877 году в деревне Мунъялы Ядринского уезда Казанской губернии (ныне в Вурнарском районе Чувашии) в крестьянской семье. Детство прошло в нищете: семья жила в черной избе, не имела ни лошади, ни коровы.

В 1887 году Михаил Петров поступил в школу в селе Аликово. После конфликта с учителем, мало сведущим в педагогике и избивавшим учеников, он сбежал домой и вскоре перевелся в Яндобинскую школу. Здесь его взял под опеку выпускник Симбирской чувашской школы А. И. Иванов, и «ученье пошло великолепно».

В 1890 году учитель повез Михаила Петрова и еще нескольких учеников поступать в Симбирскую чувашскую школу. В путешествии, по воспоминаниям Михаила, он впервые столкнулся с унижениями чувашей по национальному признаку со стороны русских и татар; еще больше его удивило, что боготворимый им учитель молча сносил все оскорбления.

Михаил прошел конкурс на прием в школу, которую окончил в 1897 году. Во время обучения в Симбирске Петров овладел русским языком.

Сотрудничество и конфликт с Яковлевым

По окончании обучения Петров год проработал учителем начального училища в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда. Здесь он записывал чувашские народные песни и передавал их Николаю Ашмарину. Мечтая получить более серьезное образование, Петров заключил договоренность с начальником Симбирской школы Иваном Яковлевым: Петров перевел на чувашский еще не переведенные псалмы, а Яковлев взамен разрешил ему оставить учительство и поступить в духовную семинарию — единственное место, где чувашам дозволялось продолжать образование.

После окончания семинарии в 1901 году Яковлев направил Петрова руководить двухклассным училищем в селе Сиктерма Спасского уезда, а в 1903 году пригласил его преподавать русский язык в женском училище при Симбирской школе. В это время Петров помогал Яковлеву в миссионерской работе: переводил с русского и церковнославянского на чувашский книги, молитвы, песнопения, участвовал в переводах Нового завета.

В 1905 году Петров опубликовал свою первую научную работу, этнографический очерк «О чувашах Ядринского уезда Казанской губернии». В июне того же года он женился на выпускнице Симбирской школы Татьяне Павловой, а 1 июля был рукоположен в сан священника. Петрова определили служить в село Раскильдино Курмышского уезда, но он добился, чтобы его оставили в Симбирске. Здесь он служил законоучителем при школе и настоятелем школьной церкви, а с сентября 1906 года — также законоучителем открытой при школе приходской церкви.

В январе-марте 1907 года в Симбирской чувашской школе произошел бунт учеников против оскорблявшего их русского учителя Кочурова (в результате из школы был исключен будущий классик чувашской поэзии Константин Иванов). Михаил Петров занял в конфликте сторону учеников. Яковлев счел это предательством интересов школы и, более того, решил, что именно Петров «натравил исподтишка чувашское юношество» на Кочурова.

Из-за конфликта с Яковлевым и пошатнувшегося здоровья во второй половине 1907 года Петров вернулся на родину, в Ядринский уезд, и поступил приходским священником в село Малое Карачкино.

Священничество и Казанская академия

На родине Михаил Петров содействовал открытию начальных училищ в деревнях Бурнаши, Юмалоки, Орба-Павлово, добился открытия в Малом Карачкино народной читальни.

В 1911 году он овдовел.

В должности священника Петров повел борьбу за введение чувашского языка в богослужение, которому противилось русское духовенство. По видимому, к этому времени относится нормализация его отношений с Яковлевым, которого он даже приглашал в Малое Карачкино убедиться в успехах этой борьбы.

В 1914 году Петров оставил Малое Карачкино и поступил в Казанскую духовную академию. Помимо обязательных богословских курсов, по выбору он изучал этнографию, историю тюркских народов и языков. Дипломная работа Петрова была посвящена истории Симбирской чувашской школы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ