Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Петров-Тинехпи, Михаил Петрович: биография

В 1916 году в Казани было опубликовано большое сочинение Петрова, посвященное положению нерусского населения в Среднем Поволжье.

После революции

В 1917—1918 годах Михаил Петров принял активное участие в национальном движении чувашского народа, действуя с национал-демократических позиций. Также ему принадлежит значительная роль в чувашском религиозном движении: Петров участвовал в проведении собраний чувашского духовенства, акций за создание чувашской епархии, выдвигал свою кандидатуру на пост чувашского епископа (архиерея).

В сентябре 1918 — марте 1919 года Петров преподавал чувашский язык, историю и этнографию в Шихранской учительской семинарии, затем служил священником в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда. Здесь он во второй раз вступил в брак, вновь с выпускницей Симбирской чувашской школы.

В 1919 году Петров опубликовал в газете «Канаш» две статьи о принципах адаптации русских заимствований и неологизмах чувашского языка. 12 сентября того же года был избран членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.

В начале 1921 года Михаил Петров отказался от сана священника и поступил на работу, а затем и возглавил Переводческую комиссию при Отделе народного образования Чувашской автономной области. Одновременно в 1921—1923 годах он преподавал чувашеведческие дисциплины на Центральных чувашских педагогических курсах, преобразованных затем в Педагогический техникум, и на Чувашском рабфаке.

В 1922—1926 годах Михаил Петров работал в Чувашском государственном издательстве. В частности, он перевел на чувашский ряд рассказов Антона Чехова, опубликовал на чувашском языке несколько научно-популярных книг для детей. В 1925 году вышла его важная работа «О происхождении чуваш».

Параллельно в 1920-х годах Петров работал в Центральном чувашском музее, в 1926—1930 годах был его директором. На этом посту активно пополнял музей экспонатами, собирал письменные источники. В те же годы Петров много работал для Общества изучения местного края, был членом Центрального бюро краведения при Академии Наук СССР. В 1926 году участвовал в работе I съезда тюркологов в Баку, в 1929 году был избран членом-корреспондентом Совета науки и культуры Чувашской АССР. В 1931—1936 годах работал в Чувашской республиканской научной библиотеке.

Концепция чувашской истории

В дореволюционных работах и в первые годы после революции Михаил Петров предстает, с одной стороны, как поборник чувашского языка, но с другой, как провозвестник мирной русификации народов Поволжья. В духе Ивана Яковлева он видит смысл истории чувашей в том, чтобы «в грядущие времена окончательно слиться с великим державным народом».

Однако к середине 1920-х годов Петров-Тинехпи формулирует концепцию чувашской истории на противоположных, национал-демократических основаниях. В историко-публицистических трудах этого периода «золотым веком» чувашской истории провозглашается период Волжской Булгарии — национального государства чувашей. Петрову-Тинехпи принадлежит значительная роль в популяризации идеи о гунно-булгаро-чувашской преемственности, разработанной ранее в научном ключе русским тюркологом Николаем Ашмариным. Падение Волжской Булгарии в 1236 году было объявлено им чувашской национальной катастрофой, а следующий год — «годом политической смерти чуваш-болгар».

Весь последующий период вплоть до 1917 года Петров-Тинехпи считал эпохой «мертвящего чужеземного ига». Сопутствующее ему «материальное и моральное оскудение чуваш» прямо связывалось с утерей независимости. При этом Петров-Тинехпи одинаково негативно оценивал и татарское (Золотая Орда, Казанское ханство), и русское господство, считая, чт второе являет собой «естественное продолжение и развитие первого».

«Начатое дикими выходцами из Азии… довершила дореволюционная русская государственность, варварски хищная и до жестокости тупая. Своей колонизационной и обрусительной политикой она довела чуваш, этих потомков некогда выдающегося и культурного народа, почти до могилы».

— М.П. Петров. О происхождении чуваш. С. 58-59

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ