Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Коноваленко, Василий Васильевич

Коноваленко, Василий Васильевич

Скульптура

05 июля 1929 - 27 января 1989

украинский и русский скульптор, ювелир, создатель серии уникальных скульптурных миниатюр в жанре камнерезно-ювелирного искусства объемная мозаика, а также выдающихся произведений чисто-ювелирного искусства


Василий Васильевич Коноваленко (5 июля 1929 — 27 января 1989) — украинский и русский скульптор, ювелир, создатель серии уникальных скульптурных миниатюр в жанре камнерезно-ювелирного искусства объемная мозаика, а также выдающихся произведений чисто-ювелирного искусства (в том числе в технике перегородчатой эмали). В молодости работал и декоратором, и классическим скульптором, затем театральным художником-постановщиком. Член Союза художников СССР.

Творчество Василия Коноваленко находится на стыке скульптуры и ювелирики и отличается тонким психологизмом и пластической выразительностью. Художник создал обширную галерею народных типов, характеров, запечатлел их духовность.

Биография

Детство и молодость

Василий Коноваленко родился в Запорожской области, Акимовский район, село Петровка (укр. с. Петрівка, Якимівський р-н, Запорізька обл.) 5 июля 1929 года. Отец Василия — Коноваленко Василий Васильевич (1900—1946), украинец, и мать Галигузова Феодосия Тихоновна (1899 — ?), русская. Оба — уроженцы Запорожья — одного из крупнейших городов Украины. В документах Коноваленко писал: «национальность — украинец». Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком.

Его детские годы прошли в другом крупном индустриальном центре 1930-х годов: шахтерском городе Донецке — бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года младенческой жизни, так как с 1931 года его отец работал в руководстве «Донтранса» — транспортной организации индустриального города сталинских времен. Василий Коноваленко в 1938 г. пошел учиться в среднюю школу, окончил 5-й класс, после чего в 1943 г., в связи с военным положением, был вместе с матерью эвакуирован. Отец был мобилизован в Красную армию.

В 1943 г. Василий возвращается в город Сталино. С 1944 года (с 14 лет) Василий Коноваленко работал в Донецкий национальный академический театр оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Изначально поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха». Параллельно продолжал учиться в средней школе. В 1944 г. был отозван с работы в театре в школу ФЗО, где проучился с марта 1944 по июнь 1945 гг. Получил там обязательную в те годы рабочую специальность (вероятно, по горнодобывающей промышленности). Затем поступил учиться в Архитектурно-художественное училище на скульптурный факультет, где получил среднее специальное образование.

Во многих источниках ошибочно указывается, что Коноваленко был членом Союза художников с 1946 года. Это не так: в 1946 ему было всего 17 лет. Правда он уже руководил цехом бутафории, но в личном деле он пишет именно: «член Рабис».

28.03.1949 г. перешёл на работу в Сталинское областное товарищество художников и работал по 25 января 1950 в должности скульптора, после чего вернулся обратно в родной театр и проработал в должности зав. бутафорским цехом с 1 февраля 1950 по 25 октября 1950 гг.

Из театра был призван в Красную Армию, служил в городе Ломоносов матросом Балтфлота с октября 1950 по март 1951 гг. В период службы он впервые увидел Ленинград — и решил там остаться.

Становление

Демобилизовавшись, в мае 1951 г., Василий полностью переезжает в Ленинград. 14 августа он поступил художником-декоратором в Ленинградский театр Музыкальной Комедии, где проработал по 22 октября. После ухода сразу проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (бывший Мариинский театр). Работает художником-декоратором во многих спектаклях. Это было время активного самообразования Коноваленко. Он — один из тех художников 1950-х, которые обратились к самообразованию для преодоления навязанных норм партийного искусства. Коноваленко опирается на классические образцы Эрмитажа, на книги о старых мастерах, в поисках своего творческого пути, далекого от штампов советского художественного образования тех лет.

В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под руководством С. И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. Рано начав обучаться искусству скульптуры, театрально-декорационному делу, бутафории, — к началу работы над балетом «Каменный цветок» в 1956 году он уже был опытным художником, много работал с цветом и фактурами. Спектакль был художественным прорывом к новому театральному мышлению. Вирсаладзе и Григорович инициировали новый стиль работы над спектаклем, где все участники сотрудничали как единый творческий коллектив. Возможность показать себя как самостоятельного художника открыла перед Василием дорогу к художественно-постановочной работе. Работая с тематикой камня, Коноваленко вернулся в мир добычи подземных сокровищ, знакомый художнику еще по жизни в шахтерском городе. Сотрудничество на легендарном проекте с выдающимися деятелями искусства — Вирсаладзе, Осипенко, Вечесловой, Григоровичем — вдохновило молодого художника. Он осуществляет собственные постановки в оперных театрах страны. В процессе работы над балетом «Каменный цветок» он начал самостоятельно осваивать полихромную скульптуру — жанр, находившейся в тот момент в упадке.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ