Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ярмоленко, Павел Андреевич: биография

В 1985 году заведующий кафедрой педагогики Харьковского госуниверситета П. А. Ярмоленко успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном политехническом центре трудового обучения и профориентации» (в НИИ трудового обучения и профессиональной ориентации АПН СССР) (22) и в том же году был утверждён в степени доктора педагогических наук (21. С. 29), (24. С. 125).

П.А. Ярмоленко и профессиональное образование

В Харьковском государственном университете им. А. М. Горького впервые в СССР в качестве опыта были созданы научно-производственные и научно-педагогические отделения, с раздельным приёмом, частично и отдельным обучением студентов. Более целенаправленно осуществлялась профессиональная подготовка, начиная уже с первых курсов (26. С. 467). В соответствии с приказом Минвуза СССР от 5 июля 1978 г. «Об увеличении объёма часов, которые отводятся на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла для студентов госуниверситетов, которых готовят к учительской работе» в ХГУ для студентов научно-педагогических отделений за счёт часов на специальные дисциплины было введено ряд спецкурсов из психолого-педагогических дисциплин (26. С. 472).

Кроме ХГУ, П. А. Ярмоленко предложил и осуществил систему профессиональной педагогической подготовки студентов научно-педагогических отделений, а также инженеров-педагогов в Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА)). Под руководством П. А. Ярмоленко в ХГУ была поставлена система специальных курсов(46): «Введение в специальность», «Методические занятия по подготовке к воспитательной практике», «Основы методики научно-педагогических исследований» и другие; в учебный план научно-педагогических отделений университета было введено написание курсовой работы по педагогике и дипломной работы на методическую или педагогическую тему (36). Принимая во внимание логику формирования и развития педагогических знаний, умений и навыков у студентов, П. А. Ярмоленко разработал общую типовую структуру психолого-педагогических и методических дисциплин, и разных видов практик в ХГУ(36) Под руководством и при участии П. А. Ярмоленко были разработаны учебно-методические комплексы дисциплин кафедры. Первые выпускники с раздельной подготовкой подтвердили правильность и своевременность инициативы ХГУ. Выпускники намного быстрее ориентировались в местах работы.

Опыт Харьковского госуниверситета по раздельной подготовке специалистов был рассмотрен на заседании коллегии Минвуза СССР в 1978 г., одобренный и рекомендованный к распространению среди других вузов страны (26. С. 468).

Большое внимание зав. кафедрой педагогики ХГУ П. А. Ярмоленко, преподаватели, университет уделяли системе учебно-педагогических практик (26. С. 471) и их связи с теоретическими занятиями по педагогическим дисциплинам. По просьбе университета Харьковский областной институт усовершенствования учителей для педагогической практики рекомендовал заслуженных учителей Украины, учителей-методистов, как базы лучшие школы г. Харькова и области, с современными кабинетами, с передовым педагогическим опытом. Со средними школами, специализированными школами, лицеями, гимназиями, ПТУ, техникумами, вузами были заключены договора на совместное проведение профориентационной работы и педагогической практики. Приказами облоно и гороно данные учебные заведения были закреплены за университетом как базы педагогической практики на 5 лет. В последующем договора на проведение практики перезаключались также на ряд лет.

П. А. Ярмоленко активно участвовал в разработке и проведении школьной и вузовской реформы, в решении вопросов политехнической, трудовой, непрерывной образовательной и профессиональной подготовки обучаемых, разрешении проблем высшего педагогического образования, инженерно-педагогического образования. П. А. Ярмоленко совместно с С. Ф. Артюхом, В. И. Лобунцом, Е. Э. Коваленко разработал концепцию развития инженерно-педагогического образования на Украине (64). В соответствии с этой концепцией профессиональная деятельность инженера-педагога включала взаимосвязанные составляющие: инженерную профессиональную и педагогическую профессиональную. Такой подход к структуре профессиональной деятельности преподавателей специальных дисциплин отражался и в системе повышения квалификации работников промышленных предприятий, на которых обучение специалистов среднего и низшего звена проводили инструкторы производственного обучения, квалифицированные работники отрасли, которые прошли повышение квалификации в системе педагогической подготовки. Профессиональная деятельность преподавателя специальных дисциплин включала в себя педагогическую и инженерно-техническую деятельность. Педагогическая деятельность инженера-педагога предполагала работу по организации и осуществлению учебного процесса в профессиональном учебном заведении, а также в системе повышения квалификации. Инженерная деятельность предусматривала работу специалиста в соответствующей отрасли промышленного производства как организатора, проектировщика и эксплуатационника (65. С.17-18).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ