Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ярмоленко, Павел Андреевич: биография

В статьях «Трудовая политехническая подготовка старшеклассников» (4), «Политехнический центр и его достоинства» (5) и других работах педагог раскрыл разработанную им целостную политехническую систему (5. С. 93) трудового обучения и профессиональной ориентации в политехническом центре — учебном цехе Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе, составными элементами системы обучения были:

  • политехническое обучение,
  • трудовое воспитание,
  • профессиональная ориентация, допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка (для части старшеклассников).

Для преодоления профессиональной узости необходимо создание политехнической основы производственной деятельности, обеспечивающей профессионально — техническую свободу (19. С. 10).

Итоги и предложения длительной научной и практической работы П.А. Ярмоленко подробно раскрыл в многочисленных статьях, брошюрах, книгах и докторской диссертации, на основе которой (почти с тем же названием) подготовлена монография "Педагогические проблемы обучения и воспитания старшеклассников в межшкольном центре профориентации".

В 1970 году коллегия Минпроса СССР и Президиум ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений заслушивали доклад начальника учебного цеха Харьковского тракторного завода им. С. Орджоникидзе П. А. Ярмоленко о передовом опыте политехнической трудовой подготовки учащихся старших классов на базе учебного цеха и одобрили этот опыт (7. С. 94).

В 1971 году учёный успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Система трудовой политехнической подготовки старшеклассников в условиях учебного цеха» (8). Работа учебного цеха Харьковского тракторного завода (ХТЗ) за трудовое воспитание и профессиональную ориентацию молодёжи под руководством педагога отмечена премией Ленинского комсомола (1971)(2. С. 6), (9. С. 16), (17. С. 15), одобрена коллегией Министерства просвещения СССР и Президиумом ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений (1971), Президиумом ЦК профсоюза рабочих машиностроения (1974), Президиумом ВЦСПС (1974)(2. С. 6).

Учёный обобщил опыт учебного цеха ХТЗ, рассмотрел пути преодоления узко профессионального подхода к трудовому обучению старшеклассников, выявил перспективы развития организации трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ (20). Новаторский педагогический опыт П. А. Ярмоленко политехнического трудового обучения и профессиональной ориентации старшеклассников в учебном цехе ХТЗ изучен Академией педагогических наук СССР. На его основе создан телевизионный фильм «Стеклянная дверь», отмеченный премией Союза журналистов за постановку актуальной проблемы (2. С. 6-7).

Анализируя опыт работы учебного цеха ХТЗ и других, с одной стороны, и опыт работы учебно—производственных комбинатов (центров), с другой стороны, П. А. Ярмоленко сделал вывод, что оптимальные результаты в трудовом обучении школьников давали два решения: учебный цех (комбинат) в структуре крупного промышленного предприятия; учебно-производственный комбинат (центр), организованный группой предприятий района и находящийся в подчинении районо (11. С. 14).

Павел Андреевич Ярмоленко разработал организационно-методические и технические основы, научно обосновал педагогическую сторону проекта, который выполнен в Государственном научно-исследовательском и проектном институте металлургической промышленности (2. С. 41), политехнического центра - межшкольного учебно-производственного комбината трудового обучения и профессиональной ориентации школьников Дзержинского района г. Харькова (18. С. 93), награждённый премией Ленинского комсомола в области науки и техники (1975)(2. С. 7), (18. С. 92), и осуществлённый в 1979 году. В политехническом центре были сосредоточены педагогические средства, средства профессиональной ориентации, политехнического обучения и трудового воспитание учащихся на основе единства учебного процесса и производительного труда. Всемерно оказывалась поддержка изнедеятельности ребят, их интересов, склонностей, разносторонней подготовки школьников к труду, отвечающей как их потребностям, так и требованиям развивающегося производства и научно-технического прогресса (22). Центр имел определённый научно-исследовательский уклон (17. С. 15).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ