Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шукевич, Вандалин Александрович: биография

На полях Начи, в Зубишках, Чапялюнах, Рудне и других местах исследованные им захоронения относятся к временам доисторическим или к раннему железному веку. Курганы римских времен (начало нашей эры) он исследовал в местностях Версака и Вильканцы. В урочище Плитница исследовал захоронения неолита.

В сфере интересов Шукевича были объекты, которые современные исследователи определили как каменные могилы. К этой группе было отнесено первое захоронение, раскопанное Шукевичем в 1883 году недалеко от Начи. Шукевич предполагал, что его необходимо отнести к эпохе раннего каменного века.

Всего Шукевич открыл более 130 памятников каменного века, провёл раскопки грунтовых и курганных могильников близ деревень Нача, Пузели, Вензовщина, Дворчаны, Опановцы, Сырни, Чернишки, Ланкишки, Плитница и др. Исследовал 16 курганов и 396 захоронений типа жальников XIII—XIV вв. Стремился проследить эволюцию обряда похорон от неолита до времён Великого княжества Литовского. Первым из белорусских археологов стал проводить химические анализы находок.

Собрал богатейшую археологическую коллекцию, часть материалов передал в музеи Вильно, Кракова и Москвы.

Фольклорные исследования

Опубликовал несколько десятков работ по фольклору. Всего им сделано более 400 записей. Это собрание дополняется 15 легендами, преданиями и 159 верованиями. Собранную информацию, готовя к печати, Шукевич разделил на семь основных частей, охватывающих всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Полностью статью опубликовал в «Висле» под названием «Верования и народная практика». По этой же теме обширную работу поместил в «Литовском ежеквартальнике» (т. II, 1910) под названием «Некоторые верования, суеверия и предрассудки нашего народа. Легенды и предания». В этом же ежеквартальнике (т. IV) изложил свой взгляд на долю крестьян и причины их отсталости: «Крестьяне были нашими братьями по крови и плоти, которые изначально были такими свободными, как и мы, и которых, использовав слабость королей, постановлениями сеймов спихивали всё ниже, и, наконец, руководствуясь своим эгоизмом, вопреки общим интересам, сделали их почти невольниками…»

В V томе «Литовского ежеквартальника» он поместил статью «Давние лекарственные средства». Для этой статьи использовал рукопись своего тестя Волк-Карачевского, содержавшую обширный список способов лечения средствами, которые ещё в XVIII веке считались эффективными.

В журнале «Земля» поместил описание обычаев, связанных с выпечкой хлеба. Здесь находится информация о посуде, используемой на различных этапах процесса выпечки хлеба, приготовления зерна, помола, приготовлении и хранении опары, замес теста и выпечка хлеба. Обратил внимание на то, как люди ценили хлеб, потому что «в понимании людей хлеб как важнейшая основа его пищи … данный Богом, есть Божьим подарком, потому достоин не только уважения, но и почитания. В соответствии с этими понятиями обращаются с хлебом, также и с зерном, из которого пекут хлеб, очень осторожно. Как будто боятся, чтобы несоответствующим поведением не разгневать Господа Бога».

Шукевич при раскопках нашёл несколько каменных топоров, которые местные крестьяне называли «перуновыми стрелами». Шукевич записал легенду, из которой следовало, что эти стрелы метает вниз Перун при сильной грозе раз в 12 лет. Крестьяне считали топоры волшебными и исцеляющими от болезней. Находили топоры довольно часто, и жители дробили их, крошили и применяли порошок при болезнях желудка, давали коровам. Хозяйки замешивали его в тесто хлеб выпекался вкуснее.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ