Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Мирза Кадым Эривани: биография

Женские портреты на темы поэм классика персидской поэзии Низами Гянджеви (справа Ширин из «Хосров и Ширин») в интерьере Дома Шекихановых в Шеки. По словам искусствоведа Натальи Миклашевской, с одеяниями женских персонажей в росписях этого дома схожи шляпка и покрой платья «Танцовщицы» Эривани

В творчестве Эривани отчётливо проявлялись реалистические элементы — новые для азербайджанского искусства виды — станковая живопись и графика. Творчество художника свидетельствует о зарождении станковых форм в азербайджанском искусстве. Но некоторые его произведения, например хранящиеся сегодня в Баку, в Азербайджанском музее искусств им. Р. Мустафаева акварельные портреты сидящей женщины и молодого человека, которые он выполнил в середине XIX века, ещё крепко связаны с традициями восточной средневековой миниатюры. Наглядным примером могут служить шляпка и покрой платья «Танцовщицы», схожие с одеяниями женских персонажей в росписях дома Шекихановых в Шеки (XVIII век). Это является свидетельством тесных связей Эривани с азербайджанским народным искусством. В сравнении с подобными изображениями в доме Шекихановых, представляющих собой персонажей поэм Низами Гянджеви, танцовщица Эривани выполнена, по словам искусствоведа Натальи Миклашевской, значительно жизненнее.

Художник выражал яркий интерес внешнему облику человека. Он изображал его не на условном плоскостном фоне, а в трёхмерном пространстве конкретного интерьера. Такое применение объёмно-пластической моделировки формы и передача сходства с моделью свидетельствовало о важном переломе, которое наметилось в азербайджанском искусстве нового времени, о преодолении в нём традиций условности и плоскостности изображения. Искусствовед Наталья Миклашевская, ссылаясь на многие портреты художника, указывает на неумение Мирза Кадыма Эривани передать перспективу пола. В своих работах Эривани оттенял лица и складки одежды, плоскость пола, обычно устланного коврами, художник изображал вертикально и без перспективы, а также прибегал к своеобразному приёму использования элемента «бута» в рисунке центрального поля. «Бута» у Эривани располагалась по диагонали одинаковыми рядами. Этим добивалось впечатление удаления горизонтальной плоскости. Но поскольку по величине бута одинаковы как на переднем плане, так и на заднем, Миклашевская называет это не перспективным удалением полос, а характером узора. А кайма ковра, которая имеет стилизованный растительный орнамент, изображается совершенно вертикально, что приводит к нарушению этой кажущейся перспективы. В этой области Эривани, по словам Миклашевской, не удалось отойти от условности средневековой миниатюры. Реалистических приёмов изображения нет даже в восточных миниатюрах позднейшего времени (конец ХIХ века), все плоскости, как правило, передавались вертикально, порой даже в обратной перспективе. Тем не менее мебель Мирза Кадым Эривани изображал в сравнительно правильном перспективном сокращении.

Живописные приёмы Мирза Кадыма Эривани разнообразны, они прослеживаются от тонких нежных красок в женских лицах и лепестках розы до плотных слоёв в одежде. Особенно в элементах драпировки и складках одежды художником используется свободный живописный мазок. Эривани, стремясь передать изображение реалистично, подчёркивает объём и фактуру материала. Хорошую же устойчивость краскам живописи Эривани придаёт, в основном, техника, которую художник выбирал — яичная темпера.

Работы Мирза Кадыма Эривани из Музея искусств Баку говорят о художнике, как о хорошем орнаменталисте.

Потомки художника

Среди потомков Мирзы Кадыма Эривани, носивших фамилию Кадымбековы, был ряд известных деятелей науки и культуры Азербайджана. Среди них родившаяся в 1915 году в Эривани Афшан ханым Кадымбекова. С 1949 по 1956 год она была ректором Азербайджанского государственного института иностранных языков, а в 1953 году была избрана заместителем председателя Верховного Совета Азербайджанской ССР, несколько лет избиралась депутатом Совета.

Правнук Эривани Исмет Ахундов также стал художником. Он родился в 1925 году в Эривани, вскоре окончил Художественное училище имени Азима Азимзаде в Баку. Ахундов писал в основном пейзажи, был Заслуженным деятелем искусств республики.

Ещё один представитель рода Кадымбековых, Заур Кадымбеков был хорошо известным в СССР журналистом, долгие годы работал специальным корреспондентом газеты «Известия». Другой представитель этого рода, кандидат медицинских наук Шаиг Кадымов был известен как автор ряда художественных и публицистических произведений, таких как «Кровное родство» (1989), «Мустафа Топчибашев» (1989), «Интимный мир семьи» (1990) и пр. Сестра Шаига Кадымова Сиддига Кадымова работала в газете «Советская Армения», была депутатом Верховного Совета СССР, была первой, кто готовила в Ереване радиопередачи на азербайджанском языке, до конца своих дней работала в той редакции начальником отдела.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ