Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Мирза Кадым Эривани: биография

Изучение жизни и творчества Эривани

В 1938—1939 гг. Азербайджанский государственный музей искусств приобрёл некоторые интересные произведения Мирзы Кадыма Эривани. Изучение материалов коллекции стало источником для публикации статьи «Азербайджанские художники XIX века». Впервые предлагавшая сведения по изучению азербайджанского искусства XIX века, статья представляла большой интерес. Авторы ориентировали читателя в значении творчества Эривани как художника, который стремился порвать узкие рамки декоративизма, в том, что он стал одним из первых представителей зарождающегося реалистического направления в азербайджанской живописи под влиянием русской культуры. Однако в статье имелись некоторые неточности. Многие работы художника были неизвестны авторам статьи, их удалось выявить позже. Статья была иллюстрирована тремя хорошими репродукциями работ Эривани.

Литературным критиком Оруджали Гасановым в 1940 году была издана работа, которую он посвятил только творчеству Мирзы Кадыма Эривани. В ней автор затронул ряд вопросов, касающихся рисунка, а также композиции и цвета, но статья не носила специального характера.

В 1947 году в фондах Эрмитажа с иранскими лаками и лубками, искусствовед Наталья Миклашевская выявила миниатюру с внутренней стороны зеркала-складня, исполненную Мирза Кадымом Эривани. Летом 1950 года Миклашевская предприняла поездку на родину художника — в Ереван — с целью собрать больше сведений, касающихся жизни и творчества Мирза Кадыма. Но эта попытка не оказалась успешной. Поездка же в Тбилиси оказалась удачнее. Так, в Государственном музее искусств Грузинской ССР среди миниатюр XIX века были обнаружены три рисунка, приписанные Миклашевской кисти Мирза Кадыма Эривани.

В 1954 году в Баку публикуется статья Миклашевской «Художники XIX в. Мирза Кадым Эривани и Мир Мохсун Навваб», где целью автора являлось по мере возможности осветить жизнь и творчество Мирза Кадыма Эривани и Мир Мохсуна Навваба, впервые описать их произведения, хранящиеся в коллекциях Азербайджанского Государственного музея искусств им. Р. Мустафаева, Государственного Эрмитажа и Государственного музея искусств Грузинской ССР («Метехи»). В статье значительное место уделяется ранее неизвестным работам Эривани, выявленным автором в восточных фондах Государственного Эрмитажа и Государственного музея искусств Грузинской ССР. Биографические данные о художнике были пополнены Миклашевской сведениями, полученными в результате бесед с его внуками, А. и Г. Кадымбековыми. Ряд интересных сведений о Мирза Кадыме сообщила Миклашевской и жена старшего сына художника Фатьма Ханум Кадымбекова, скончавшаяся в Баку в 1950 году на 77-м году жизни. Труды, посвящённые творчеству Эривани считаются результатом серьёзной исследовательской работы Миклашевской по истории азербайджанского искусства. Миклашевской удалось значительно расширить биографические данные о художнике, обнаружить в конце 40-х годов ряд ценных произведений Эривани в Восточных фондах Государственного Эрмитажа и Государственного музея искусств Грузинской ССР.

Творчество Эривани изучал также азербайджанский искусствовед Керим Керимов. Анализируя портрет Аббас-Мирзы, Керимов отмечает попытку передачи светотени, при этом сохраняется плоскостность, но также отмечается стремление художника передать психологическую выразительность образа.

В научной работе «Портретный жанр в азербайджанском искусстве» Р. Керимовой упоминается ещё один портрет Фетх-Али-шаха. По мнению автора эта исполненная масляными красками работа также принадлежит кисти Эривани, отличается условностью, декоративностью и плоскостностью. Но Керимова не указала местонахождения данного произведения ни в прошлом, ни на момент своего исследования.

Оценка и влияние творчества Эривани

В XIX веке художники перешли к портрету, комбинируя стилизованные рисунки и декоративные цвета с европейскими приёмами пространственной композиции и моделирования с целью создания ощущения объёмистости. В таких работах Мирзы Кадыма Эривани как «Портрет молодого человека», «Сидящая женщина» и «Портрет молодой женщины» смешаны высокая техника рисования и насыщенный цвет с мягким и лирическим исполнением.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ