Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Мирза Кадым Эривани: биография

Период раннего творчества

Первый период охватывает юношеские годы Эривани, до участия его в реставрационных работах по росписи дворца сардаров. Для периода характерны в основном работы в области декоративно-прикладного искусства и примитивной живописи.

В ранний период творчества Эривани исполнил много рисунков и трафаретов для настенных росписей, для вышивок шелками и золотыми нитками (гюлабетин), а также рисунок с изображением всадника. Имея сведения, что первый портрет был исполнен художником красками на зеркале, к первому периоду можно отнести и хранящиеся в Музее искусств им. Р. Мустафаева две работы на стекле: «Танцовщица» и «Дервиш». В росписях Эривани преобладали композиции с изображениями цветов и птиц. В коллекции рисунков и трафаретов художника сохранились такие мотивы. Они свидетельствуют о том, что Эривани хорошо были знакомы азербайджанский орнамент и традиции стенной живописи.

В ранний период своей художественной деятельности Эривани выступал, главным образом, как художник-прикладник. В Музее искусств Азербайджана хранятся два трафарета для вышивки, представляющие собой медальон-розетку в форме слегка вытянутой восьмиконечной звезды и сектора круга. Рисунки выполнены в форме медальона и круга, вырезанных из бумаги. Стилизованный орнамент из цветов, строго симметрично заполняет каждую четверть медальона одинаковым узором. Второй трафарет — это сектор в виде четвёртой части круга диаметром 22,3 см, он также является стилизованным цветочным орнаментом. Предназначением узора была вышивка круглого «ортюк», используемой для покрытия круглого подноса («меджмаи») с содержимым.

Остальные три рисунка, «Цветы и птицы», «Роза и ласточка» и «Цветы и фазаны» выполнены на отдельных листах. По словам Натальи Миклашевской, они могли быть использованы только как росписи. Варианты цветочных композиций, подобных рисунку «Роза и ласточка», создавались Эривани как акварелью или темперой, подобно лаковой живописи, так и на отдельных листах бумаги. В рисунке же «Цветы и фазаны» особенно реалистичное и живое впечатление производят фазаны. Рисунок исполнен настолько тщательно, что согласно Миклашевской, можно утверждать, что художник с любовью относился к своему занятию.

Техника исполнения вышеописанных рисунков-трафаретов для росписи отлична от трафаретов, предназначенных для вышивки. Рисунок в вышивках не повторялся симметрично. Эривани исполнял его полностью карандашом, следующим шагом было прокалывание иглой для припороха по предварительно нанесённому карандашному контуру. Тонкой кистью Мирза Кадым ещё раз прорисовывал всю композицию, это делалось для закрепления рисунка в деталях. По мнению Миклашевской, этот отличающийся нежностью контурный рисунок, исполненный живой лёгкой линией, говорит об опыте Эривани. Все три рисунка-трафарета для росписи сохранились относительно хорошо, несмотря на то, что сделаны они с 40-х по 50-е годы XIX века.

На одном из сохранившихся трафаретов Эривани изобразил мужчину, играющего на кеманче и танцовщицу, аккомпанирующую ему, щёлкая пальцами.

Среди портретов, относящихся к раннему периоду творчества, наибольший интерес представляют работы «Мужчина с кинжалом», «Всадник», «Танцовщица» и «Дервиш». «Мужчина с кинжалом», вероятно, был предназначен для исполнения лубочной картинки. Согласно Миклашевской, в этом рисунке Эривани удалось придать всей фигуре довольно внушительный вид. Создают впечатление лубочных картинок схожестью харакера рисунка, живописной манере и подбору сюжета, исполненные на стекле «Дервиш» и «Танцовщица».

Работы во дворце сардаров

Фотографии зеркального зала дворца сардаров в Эриване с портретами

Для реставрировавшегося дворца сардаров в Эривани Мирза Кадым Эривани написал 4 больших (1 м 2 м) портрета маслом, на которых изобразил шахов и сардаров (наместники шаха) в натуральную величину. Местом размещения портретов был второй ярус ниш большого зала дворца. Это портреты Фетх Али-шаха, Аббас-Мирзы, Хусейн-хана Каджара и Рустам Зала. Подобных этим, согласно воспоминаниям родственников, существовало ещё четыре портрета с изображением вооруженных воинов (предполагается, что это были оставшиеся у художника варианты портретов сардаров), находившихся в комнате Мирза Кадыма. В семье художника такие рисунки называли «пехлеван» («богатырь»). Созданные масляными красками на холсте, они фактически являются первыми станковыми произведениями в азербайджанской живописи.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ