Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мирза Кадым Эривани

Мирза Кадым Эривани

Живопись

азербайджанский художник-орнаменталист и портретист XIX века, основоположник азербайджанской станковой живописи, творчество которого ознаменовало важный перелом в азербайджанском изобразительном искусстве Нового времени


Мирза Кадым Мамед-Гусейн оглы Эривани, или Иравани (азерб. Mirz Qdim Mmmdhseyn olu rvani [mirz gdim mmmdhysejn olu irvani]; 1825, Эривань — 1875, там же) — азербайджанский художник-орнаменталист и портретист XIX века, основоположник азербайджанской станковой живописи, творчество которого ознаменовало важный перелом в азербайджанском изобразительном искусстве Нового времени.

Эривани известен в основном своими рисунками-трафаретами для вышивки, стенными росписями, ювелирными изделиями, работами, выполненными в лаковой живописи, а также живописи на стекле. Почти все свои работы Эривани, как правило подписывал по-азербайджански или по-русски, называя себя «Мирза Кадым Эривани», или просто «Кадым Бек», иногда с добавлением слов «коллежский асессор».

Наиболее известны такие его работы, как «Портрет сидящей женщины», «Портрет молодого человека», «Портрет Фетх Али-шаха», «Танцовщицы», «Мулла» (все в Национальном музее искусств Азербайджана), «Портрет Мах Талят» (Государственный музей искусств Грузии), портрет-миниатюра «Цветы с птицами» (Государственный Эрмитаж), а также четыре крупных (1 м 2 м) портрета, выполненные в 1850-х годах маслом на стенах дворца Эриванских сардаров.

Биография

Мирза Кадым Эривани родился в 1825 году в столице Эриванского ханства, городе Эривань (ныне Ереван, столица Армении). Был единственным ребёнком в семье столяра Мамед-Гусейна (или Мамед Хусейна), имя которого впервые было упомянуто в литературе в 1954 году в статье искусствоведа Натальи Миклашевской, посвящённой Эривани. По словам Миклашевской, отец Кадыма Мамед-Гусейн, по всей вероятности, был не простым столяром, а мастером по художественной обработке дерева. Миклашевская предполагает, что Мамед-Гусейн с детства обучал своего единственного сына искусству орнамента. Мамед-Гусейн имел возможность дать сыну образование и послал его учиться в Тифлисскую прогимназию. Близко соприкоснувшись с русской культурой в ранние года, Мирза Кадым получил возможность углубить свои художественные способности. По окончанию прогимназии пятнадцатилетним юношей Мирза Кадым вернулся в Эривань и поступил на почту телеграфистом, где проработал тридцать пять лет, до конца своей жизни.

Рисовать Мирза Кадым начинает с раннего возраста. Согласно семейным преданиям, портрет женщины на зеркале, написанный им в отрочестве, становится его первой работой в красках. Он уделяет всё своё свободное от службы время рисованию. Росписи, выполненными им, украшали стены комнаты, где он работал. Однако дом, где жил Эривани, не сохранился. Благодаря своему прирождённому вкусу и таланту Мирза Кадым приобретает широкую известность, хотя у него не было профессионального художественного образования. Став уже известным художником, он привлекается к работам по реставрации росписей дворца сардаров в Эривани. Это происходит в начале 50-х годов XIX века. В этом дворце он восстанавливал зеркальный зал.

Владевший русским, французским и персидским языками, он был образованным человеком для своего времени, он также любил музыку, имел библиотеку из произведений русских, западноевропейских и восточных авторов.

Скончался в 1875 году в родном городе Эривани в чине коллежского асессора. Был похоронен в Эривани, но его могила до нашего времени не сохранилась.

Творчество

Почти все свои работы Эривани, как правило подписывал по-азербайджански или по-русски, именуя себя «Мирза Кадым Эривани», либо просто «Кадым Бек», иногда с добавлением слов «коллежский асессор». Им создано четыре портрета, с изображением реальных исторических личностей: Фетх-Али шаха, Аббас Мирзы, Мах Таллят ханым и Веджуллах Мирзы. Кроме этих произведений был исполнен также портрет неизвестного воина. Мирза Кадым Эривани не датировал свои работы, хотя любил подписывать их, а также надписывать на них имя портретируемого. Несмотря на это, стало возможным определение периодов в развитии творчества художника на основании сравнительного анализа его произведений. Таким образом, в творчестве Эривани выделяются три периода: первый период — юношеские годы художника, второй период — это время его работы во дворце сардаров в Эривани (50-е годы XIX века) и третий период — период зрелого творчества (60—70-е годы XIX века).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ