Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Диев, Михаил Яковлевич

Диев, Михаил Яковлевич

Археологи

22 октября 1794 - 03 февраля 1866

российский археолог, историк и этнограф; протоиерей


Михаил Яковлевич Диев (1794—1866) — российский археолог, историк и этнограф; протоиерей.

Биография

Михаил Диев родился 22 октября 1794 года в Нерехте в семье священника. Воспитанник Костромской духовной семинарии.

По окончании обучения был священником сначала в селе Тетеринском (с 1813 года), а затем (с 1832 года) в селе Сыпанове, Нерехтского уезда, Костромской губернии, и законоучитель (до 1857 года) и наблюдатель преподавания Закона Божия в Нерехтских мужском и женском училищах. Наряду со служебными обязанностями Диев с большим энтузиазмом отдавался научным занятиям по изучению родной старины вообще и костромской в особенности. Полагают, что любовь его к родному прошлому зародилась еще в семье, где «бабушка в песнях передавала внучатам подробности о взятии Казани, о Мамае, Батые и панах...» Обязанности священника, заставившие сблизиться с народом, невольно должны были заинтересовать его и своим настоящим, и прошлым. А ближайший начальник Диева, как законоучителя, Ю. Н. Бартенев был известен своею любовью к исследованиям отечественной истории и не упускал случая развить эту любовь в своих подчиненных. Он же познакомил М. Я. Диева и с секретарем Московского общества истории и древностей российских, И. М. Снегиревым, который оказал на него весьма сильное влияние, как это видно из их многолетней переписки.

В то время, как за научные работы ученые общества: Московское общество истории и древностей российских и Московское общество любителей российской словесности спешили избрать Диева своим членом (первое даже почетным, в 1832 году), и Священный Синод выражал не раз полное свое расположение к его трудам, пригласив, например, в 1842 году к участию в своей комиссии по исправлению «Истории Российской Иерархии» Амвросия Орнатского и произведя в 1857 году в сан протоиерея за сочинение: «Поверка иерархических каталогов с летописями и актами», — местное духовное начальство старалось преследовать его за то же «писательство». В 1832 году епископ Павел (Подлинский), недолюбливавший «писателя-священника», перевел его в село Сыпаново, и этот перевод стоил Диеву больших затрат и повлек за собою прекращение на некоторое время научных занятий; он же отбирал у него лучшие находимые им старинные рукописи и свитки и, принимая на цензуру его исторические сочинения, некоторых вовсе не возвращал. По доносу дьякона, обвинявшего Диева в том, что он почти исключительно «занимается сочинениями», другой преосвященный, Владимир (Алявдин), также цензор трудов М. Я. Диева, называвший их «пустяками», в 1839 году лишил его даже священства, права носить рясу и пользоваться приходскими доходами. И только благодаря заступничеству А. Н. Муравьева и В. А. Жуковского были возвращены ему в 1841 году и ряса, и место, по распоряжению Священного Синода.

В своих письмах к Снегиреву он просил не выставлять при своем имени «звания священника», как «более известного». Если при этом он испытавал недостаток материальных средств и трудности в добывании исторических пособий и источников. Судя пo данным письмам Диева к Снегиреву, начало его литературных работ следует отнести к 1823—1826 гг., когда он составил «Историю Западной церкви в осьмом на десять столетии». Вслед за этим трудом Диев предпринял составление «Истории города Костромы», «Описания Галича» и «Костромской Вивлиофики», куда вошли разные материалы по местной истории и археологии, не исключая даже и надгробных надписей (сохранилось в рукописи несколько томов), «Описания (или Обозрения) города Нерехты в историческом и археологическом отношениях», «Описания обычаев и поверьев Нерехтского уезда» и проч.; но ни одно из этих произведений не было издано при его жизни. Кое-какие части из них печатались уже после, много времени спустя, например: «О селе Ликурге. Из сочинения под названием: Историческое описание уездных городов, урочищ и других мест Костромской губернии, о коих упоминается в летописях» (в «Трудах и Летописях» Московского общества истории и древнностей российских, т. VІ, 1833 г.); «Посещение Костромской стороны сначала московским митрополитом Платоном, после того императором Павлом I» (в «Костромских губернских ведомостях», 1855 г. № 27); «Генерал-губернатор для костромской стороны в отношениях: нравственном, строительном и образовательном, в царствование Екатерины Великой» («Костромские губернские ведомости», 1857 г., № 21 и 22); «Исторический обзор обширности древней Костромской области» («Костромские губернские ведомости», 1857 г., №№ 33, 36—40); «Укрепленные места древней Костромской области» («Костромские губернские ведомости», 1858 г., №№ 35—38); «Какой народ в древние времена населял Костромскую сторону и что известно об этом народе» («Костромские губернские ведомости», 1861 г., №№ 48 и 49; перепечатано в «Чтениях Общества истории и древностей Российских», 1865 г., кн. ІV); «Моровые поветрия в Костромской стороне в 1654 г. и 1771—1772 г.» (в «Чтениях Общества истории и древностей Российских», 1859 г., кн. III); «Некоторые черты нравов и обычаев жителей Нерехтского уезда Костромской губернии» (в «Чтениях Общества истории и древностей Российских», 1845 г., кн. II) и другие.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ