Голейзовский, Касьян Ярославич: биография
В 1927 году состоялся вечер новых постановок Касьяна Голейзовского в исполнении артистов Большого театра, состоящий из номеров:
«Мимолётности» на музыку Сергея Прокофьева, художники Н. Мусатов и Б. Эрдман; «Испанские пляски» из балета «Кармен»: «Фанданго», «Сегидилья», «Астуриас», музыка Б.Бера; «Сонеты Петрарки» — № 47, № 132, № 104; «Consolation» — № 2, № 3, № 5; «Кэк-уок», музыка К.Дебюсси, художник М.Сапегин
А также в Мюзик-холле (ныне «Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии») Голейзовский показал «Испанский танец с папиросами» на музыку Казеллы («Болеро»)
В 1929 году на концерте артистов Большого театра были показаны номера Касьяна Голейзовского в концерте, состоящим из трёх частей:
- «Классика»: Танцевальная сюита на музыку фортепианных произведений Листа, оркестровка Рогаль-Левицкого
- «Испанские пляски»: Фрагменты из балета «Лола», музыка С.Василенко;
- «Хореофрагменты»: Музыка И.Дунаевского, дирижёр Юрий Файер, художник К. Савицкий
В 1931 году Касьян Голейзовский приступил к постановке балета «Кармен» на музыку Жоржа Бизе
Касьян Голейзовский:
«Ставлю „Кармен“. Музыку Бизе очень талантливо смонтировал Борис Бер, либретто составил я сам по Мериме.
План постановки у меня таков: Оркестр я посажу на сцену, установки пойдут частью над оркестром, частью на авансцене. Два занавеса…»— Касьян Голейзовский, 23 ноября 1932 года, «Из дневника»
В 1931 году Голейзовский поставил для Московского художественного балета спектакль «Листиана», на музыку Ференца Листа; в 1933 году — Балет «Шопен», на музыку Шопена для солистов балета Большого театра; в 1934 году Касьян Ярославич работал с Ленинградским хореографическим училищем, для которого он поставил балеты «Вакханалия» и «Под дождём», на музыку А.Глазунова, а также «Альдорада», на музыку Мориса Равеля; в Московском хореографическом училище он поставил балет «Песнь любви» на музыку Ф.Листа; и наконец, на сцене Большого театра в опере «Князь Игорь» осуществил постановку балета «Половецкие пляски», на музыку А.Бородина, в 1933 году. В 1935 году в Харькове поставил классический балет «Спящая красавица» Чайковского; в 1939 году в Минском оперном театре осуществил собственную редакцию балета Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан»; который ставил несколько раз: в 1942 году и в 1949 году в Львовском оперном театре.
Танцы в «Дон Кихоте»
В 1942 году на сцене филиала Большого театра Михаил Габович ставил новую версию балета Петипа «Дон Кихот» Минкуса по основной постановке Горского
- Цыганский танец (вставной номер), на музыку Bалерия Желобинского
- Эспада (Сольный номер, первая картина 1 акта), музыка Людвига Минкуса
- «Таверна» (Вторая картина 1 акта), музыка Людвига Минкуса
- Болеро — Четвёртый акт
- Танец двух подруг Китри и Санчо Панса — четвёртый акт
- Финальный, массовый танец — Четвёртый акт
Концертные номера для артистов Большого театра
В 1943 году для концерта Ольги Лепешинской Голейзовский поставил номера «Стрекоза» и «Мазурка» на музыку Ф.Шопена. В 1943 году в Донецке Голейзовский поставил балет «Половецкие пляски» и в 1955 году поставил этот балет («Половецкие пляски») в Ленинграде. С 1956 по 1962 годы ставил для молодых артистов Большого театра концертные программы.
Листиана
В 1958 году для Ленинградского хореографического училища сочинил балет «Листиана», состоящий из произведений Ференца Листа:
- «Забытый вальс»
- «Утешение»
- «Вальс-импровизация»
- «Листок из альбома»
- «Мыслитель»
- «Забытый романс»
- «Порыв»
- «Кампанелла»
«Принцип сюитности сохраняется Голейзовским не только в „Шопениане“, „Листиане“, „Скрябиниане“, фольклорных программах „Чарде“ и „Дионисе“, но переносится и в сюжетный спектакль. Танец Голейзовского выражает чувства, неподвластные словам, мимолётные настроения, сложные психологические состояния, высокие душевные порывы. Считая самым совершенным видом хореографии симфонический танец, смысл в его произведениях выходит за пределы жизненных историй, он гораздо шире и значительней. Это большие поэтические и философские обобщения»— М.Н.Юсим