Гильдебранд, рыцарь Адольф фон (нем. Adolf Ritter von Hildebrand; 6 октября 1847, Марбург — 18 января 1921, Мюнхен) — немецкий скульптор, архитектор, живописец, рисовальщик и теоретик искусства.
Биография
Родился в Марбурге. Учился в Художественной школе в Нюрнберге (1864—66), а затем в Мюнхене (1866—67). Преподавал в университетах Вроцлава (Бреслау), Йены и Марбурга.
Поездка в Италию и знакомство с произведениями классической скульптуры оказало на него большое влияние. На основе итальянских мастеров выработал свою индивидуальную манеру. Работал во многих городах Европы, в том числе в Берлине, Мюнхене, Вене, Париже. Пробовал себя в различных видах искусства. После 1873 года жил во Флоренции, в бывшем монастыре Сан-Франческо-ди-Паола. В 1889 году начал работы по созданию в Мюнхене Виттельсбахского фонтана, разрушенного во время бомбардировок Второй мировой войны.
В 1891 году скульптор был награждён прусским орденом Pour le Mrite. В 1904 году королём Баварии А.Гильдебранд был возведён в рыцарское достоинство.
Умер в Мюнхене на семьдесят четвёртом году жизни.
Произведения
Скульптура
- Давид (1871—1872, Дюссельдорф, частное собрание)
- Сидящий пастушок (1871—1873, Берлин, Нац. галерея)
- Адам (1875—1876, Лейпциг, Музей изобразительных искусств)
- Стоящий молодой мужчина (1881—1884, Берлин, Нац. галерея)
- рельефы в надгробиях Э. Херцогенберг (1892—1893, Сан Ремо), К. Хильдебрандта (1885, Флоренция).
- надгробие императрицы Виктории (1901)
- Пьета для мавзолея философа Гёца Мартиуса в Киле (1915—1918).
Мемориальная пластика
- античная арка в надгробии К. Хильдебрандта
- композиция «Воспоминание о Конраде Фидлере» (1895—1901, Мюнхен)
- мавзолей Г. Мартиуса
Работы в рельефе
- триптих Амазонки (1887—1887, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг)
- портрет актрисы Э. Дузе (1914, Кассель, Гор. художественное собрание)
- портрет К. Фидлера (1874—1875, Берлин, Нац. галерея)
- портрет отца художника Бруно Хильдебрандта (1871, Берлин, Музей Г. Кольбе)
- портрет балерины Б. Морена (1917—1918, Мюнхен, Дом-музей Ф. Ленбаха).
Бюсты
- отца художника Бруно Хильдебрандта (1868, частное собрание)
- живописца Х. Тома (1887, Вена, Музей истории искусства)
- художника А. Бёклина (1898, Берлин, Гос. музеи)
- Ю. Бреветер (1880—1881, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг).
Монументальная скульптура
- фонтан Зигфрид (1895—1914, Вормс)
- фонтан Отец-Рейн (1911—1922, Кёльн)
- композиция с фигурой Европы на быке и св. Георгия на коне (1890—1895, Мюнхен).
Живопись
- фрески на сюжеты из Данте — мавзолей семейства Шнатцлер, (1905—1907, Мюнхен)
- фрески библиотеки Зоологической станции в Неаполе (1873).
- Станковое полотно Золотой век (1886, частное собрание)
Библиография
- «Проблема формы в изобразительном искусстве»,1893 (русский перевод — Н. Б. Розенфельд и В. А. Фаворский, издательство «Мусагет», 1914)
В этой книге теоретически обосновал свои поиски «большой формы» в искусстве, которые были утраченны, по его мнению, современными скульпторами. Эту книгу писал под большим влиянием Конрада Фидлера и опираясь на теорию познания Канта. Эта книга Гильдебрандта стала образцом для целого поколения художников и историков искусства.
Литература
- Beimeuer A. Adolf Hildebrandt. Beielefeld; Leipzig, 1902;
- Esche-Braunfels S. Adolf von Hildebrandt. Berlin, 1993.
Галерея
-
Дионис (рельеф, 1890-1900)
-
Конрад Фидлер (1890)
-
Спящий пастушок (1871-1873)
-
Филоктет (1886)
-
Арнольд Бёклин (1897)