Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Блаватская, Елена Петровна: биография

Некоторые авторы, например Д. А. Херрик, полагают, что Блаватская считала, что эволюционные механизмы способствуют вымиранию низших и деградировавших рас и ведут к формированию единственной совершенной и однородной расы. В качестве примера можно привести следующую цитату Е. П. Блаватской:

Человечество ясно делится на Богом-вдохновлённых людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают.

Оригинальный текст (англ.)   Mankind is obviously divided into god-informed men and lower human creatures. The intellectual difference between the Aryan and other civilized nations and such savages as the South Sea Islanders, is inexplicable on any other grounds. No amount of culture, nor generations of training amid civilization, could raise such human specimens as the Bushmen, the Veddhas of Ceylon, and some African tribes, to the same intellectual level as the Aryans, the Semites, and the Turanians so called. The “sacred spark” is missing in them and it is they who are the only inferior races on the globe, now happily — owing to the wise adjustment of nature which ever works in that direction — fast dying out.

— Blavatsky H. P. The Secret Doctrine. Vol. 2. P. 421.

Или, например, отдельные расы людей Е. П. Блаватская называет «полуживотными» (или «полулюдьми»): например, некоторые аборигены Австралии и Тасмании.

Д. А. Херрик также полагает, что, Блаватская поддерживала идею «духовного расизма», согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные. Так, семитскую расу (особенно арабов, но также и евреев), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства в материальном аспекте.

Основные сочинения

  • «Из пещер и дебрей Индостана» текст
  • «Разоблачённая Изида» (1877) (Том 1. Наука; Том 2. Теология)
  • «Загадочные племена на голубых горах», (1883)
  • «Оккультная или точная наука?» (1886)
  • «Тайная доктрина» («The Secret Doctrine», 1888—1897)
  • «Беседы с Блаватской» — стенографическая запись ответов Блаватской на вопросы учеников (1889).
  • «Голос Безмолвия» (Голос тишины) (1889; текст)
  • «Ключ к теософии» (1889; текст)
  • «Кто такие теософы?»
  • «Философы и философишки»
  • «Is Theosophy a Religion?» (1888)
  • «Теософский словарь» — посмертное издание (1892)
  • Блаватская Е. П. «Письма друзьям и сотрудникам». Сборник. Перев. с англ. — М., 2002. — 784 с ISBN 5-93975-062-1
  • Блаватская Е. П. «Практический оккультизм»
  • Блаватская Е. П. Нео-буддизм. Ответ Е. П. Блаватской на критику Вл. С. Соловьева книги «Ключ к Теософии»

Отношение общественности

Отношение русской общественности конца XIX — начала XX века к деятельности Блаватской было представлено самыми разнообразными мнениями: от прямого обвинения мягко — в таланливой литературной мистификации (С. Ю. Витте) или грубо — в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание её заслуг и значимости теософского знания (С. Соловьев, Мережковский, Вячеслав Иванов, Николай Бердяев) до их популяризации Российским Теософским обществом и Л. Н. Толстым. Идеи Блаватской получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие русcкого космизма, антропософии, стали основой современного движения Нью-Эйдж.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ