Борис Юрьевич Юхананов (род. 30 сентября 1957, Москва) — российский режиссёр, теоретик театра, видео, кино и телевидения; писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский.
Биография
Родился 30 сентября 1957 года в Москве. Окончил Воронежский институт искусств по специальности «актер театра и кино» (1979) и ГИТИС по специальности «режиссёр драмы», в мастерской Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (1986).
Во время учёбы в ГИТИСе работал ассистентом режиссёра в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по У. Шекспиру (1983) и в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» по пьесе Виктора Славкина (Театр драмы и комедии на Таганке, 1983—1985). Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр — Театр» (1985, спектакли «Мизантроп», «Монрепо», «Хохороны»), со-основатель кинематографического движения “Параллельное кино” (1986). Педагогическую деятельность ведет с 1988 года: Ленинградский Свободный Университет (1988), Свободная Академия в Москве (1989), Мастерская Индивидуальной Режиссуры (с 1988 по н. в.). С 1997 по 2002 гг. руководил режиссёрско-актёрским курсом в РАТИ—ГИТИС. Один из создателей первой петербургской частной балетной группы «Санкт-Петербургский маленький балет». Автор и руководитель исследовательских театральных проектов «Лаборатория Ангелической режиссуры» (2002-2004) и «ЛабораТория. Голем» (2002-2009).
С 1986 года осуществил более сорока театральных постановок, представленных на разных площадках Москвы (театр «Школа Драматического Искусства», Московский ТЮЗ, Российский Академический Молодёжный театр, Электротеатр Станиславский и др.), Санкт-Петербурга (Эрмитажный Императорский театр), Киева (Театр драмы и комедии), Вильнюса (Русского Драматического Театра Литвы), Лондона («Саусворк Плейхауз») и других городов. Среди них спектакли «Наблюдатель» по пьесе А. Шипенко (1988), «Октавия» на основе произведений Сенеки, Льва Троцкого (1989), проект «САД» (1990-2001), спектакль-реконструкция «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1999), Фауст» (1999-2008), опера «Сверлийцы», I часть (2012), Стойкий принцип (2013).
В числе его видео-работ видеороман в 1000 кассет «Сумасшедший принц» (1986-1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да Дауны!» (1997), документальная видеомистерия «Назидание» и др.
«Театр Театр»
Учёба ориентировала Юхананова на профессиональную работу в театре. Середина 1980-х — время коренной ломки всей общественной системы, пересмотра основополагающих принципов и традиций — в том числе, и в искусстве. Юхананов одним из первых театральных режиссёров оказался чутким к переменам.
В 1985 году он создает первую в Советском Союзе независимую театральную группу «Театр-Театр» и, экспериментируя в области перформанса и хэппенинга, работает с командой, состоящей из актёров, музыкантов и художников, среди которых Никита Михайловский, легендарная неоромантическая группа «Оберманекен» (Анжей Захарищев-Брауш, Евгений Калачев), Лариса Бородина, Евгений Чорба,, художники Иван Кочкарев, Юрий Хариков, Евгений Юфит и др.
В «Театре Театре» рождается новая форма театра. Идея игровой сцены эпизода как вариации внутри разбора, внутри структуры становится одной из важнейших в работе «Театра Театра». В спектаклях «Мизантроп», «Хохороны», «Мон Репо» Юхананов «приучает» актёров к подвижной мизансцене, в которой определены правила соотношения фигур. Это соотношение заключено в формуле: спонтанность и структурирование — спонтанные работы уходили в жесткую структуру, при которой вариативность сохранялась. Эта техника проявится и будет развита в дальнейшем в его новомистериальных проектах 90-х гг. в новом для театральной режиссуры подходе к спектаклю, как проекту, запущенному в эволюцию, что позволит Юхананову в 90-е гг. разработать целую теорию новоуниверсального новомистериального проектирования.
Видеороман «Сумасшедший принц»
В 1986 году из «Театра Театра», который продолжает работу над спектаклями, акциями, перформансами вырастает компания ВТТВ – Всемирный Театр Театр Видео. В этом же году Юхананов в рамках ВТТВ первым в СССР начинает художественные эксперименты с видеокамерой. С 1986 года непрерывно создаются главы видеоромана «Сумасшедший принц». Видеороман писался-снимался Борисом Юханановым с 1986 по 1989 год. Отдельные главы дописывались-доснимались в 90-е годы. Принцип работы над каждой главой подразумевал съемки матрицы (одноразовый акт) и веер монтажных вариаций к ней, то есть многократное и разнообразное монтажное обращение с материалом матрицы.