Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Юхананов, Борис Юрьевич

Юхананов, Борис Юрьевич

Кино

День рождения 30 сентября 1957

российский режиссёр, теоретик театра, видео, кино и телевидения; писатель, педагог


Борис Юрьевич Юхананов (род. 30 сентября 1957, Москва) — российский режиссёр, теоретик театра, видео, кино и телевидения; писатель, педагог. С 2013 года — художественный руководитель Электротеатра Станиславский.

Биография

Родился 30 сентября 1957 года в Москве. Окончил Воронежский институт искусств по специальности «актер театра и кино» (1979) и ГИТИС по специальности «режиссёр драмы», в мастерской Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (1986).

Во время учёбы в ГИТИСе работал ассистентом режиссёра в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по У. Шекспиру (1983) и в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» по пьесе Виктора Славкина (Театр драмы и комедии на Таганке, 1983—1985). Создатель первой в СССР независимой театральной группы «Театр — Театр» (1985, спектакли «Мизантроп», «Монрепо», «Хохороны»), со-основатель кинематографического движения “Параллельное кино” (1986). Педагогическую деятельность ведет с 1988 года: Ленинградский Свободный Университет (1988), Свободная Академия в Москве (1989), Мастерская Индивидуальной Режиссуры (с 1988 по н. в.). С 1997 по 2002 гг. руководил режиссёрско-актёрским курсом в РАТИ—ГИТИС. Один из создателей первой петербургской частной балетной группы «Санкт-Петербургский маленький балет». Автор и руководитель исследовательских театральных проектов «Лаборатория Ангелической режиссуры» (2002-2004) и «ЛабораТория. Голем» (2002-2009).

С 1986 года осуществил более сорока театральных постановок, представленных на разных площадках Москвы (театр «Школа Драматического Искусства», Московский ТЮЗ, Российский Академический Молодёжный театр, Электротеатр Станиславский и др.), Санкт-Петербурга (Эрмитажный Императорский театр), Киева (Театр драмы и комедии), Вильнюса (Русского Драматического Театра Литвы), Лондона («Саусворк Плейхауз») и других городов. Среди них спектакли «Наблюдатель» по пьесе А. Шипенко (1988), «Октавия» на основе произведений Сенеки, Льва Троцкого (1989), проект «САД» (1990-2001), спектакль-реконструкция «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1999), Фауст» (1999-2008), опера «Сверлийцы», I часть (2012), Стойкий принцип (2013).

В числе его видео-работ видеороман в 1000 кассет «Сумасшедший принц» (1986-1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да Дауны!» (1997), документальная видеомистерия «Назидание» и др.

«Театр Театр»

Учёба ориентировала Юхананова на профессиональную работу в театре. Середина 1980-х — время коренной ломки всей общественной системы, пересмотра основополагающих принципов и традиций — в том числе, и в искусстве. Юхананов одним из первых театральных режиссёров оказался чутким к переменам.

В 1985 году он создает первую в Советском Союзе независимую театральную группу «Театр-Театр» и, экспериментируя в области перформанса и хэппенинга, работает с командой, состоящей из актёров, музыкантов и художников, среди которых Никита Михайловский, легендарная неоромантическая группа «Оберманекен» (Анжей Захарищев-Брауш, Евгений Калачев), Лариса Бородина, Евгений Чорба,, художники Иван Кочкарев, Юрий Хариков, Евгений Юфит и др.

В «Театре Театре» рождается новая форма театра. Идея игровой сцены эпизода как вариации внутри разбора, внутри структуры становится одной из важнейших в работе «Театра Театра». В спектаклях «Мизантроп», «Хохороны», «Мон Репо» Юхананов «приучает» актёров к подвижной мизансцене, в которой определены правила соотношения фигур. Это соотношение заключено в формуле: спонтанность и структурирование — спонтанные работы уходили в жесткую структуру, при которой вариативность сохранялась. Эта техника проявится и будет развита в дальнейшем в его новомистериальных проектах 90-х гг. в новом для театральной режиссуры подходе к спектаклю, как проекту, запущенному в эволюцию, что позволит Юхананову в 90-е гг. разработать целую теорию новоуниверсального новомистериального проектирования.

Видеороман «Сумасшедший принц»

В 1986 году из «Театра Театра», который продолжает работу над спектаклями, акциями, перформансами вырастает компания ВТТВ – Всемирный Театр Театр Видео. В этом же году Юхананов в рамках ВТТВ первым в СССР начинает художественные эксперименты с видеокамерой. С 1986 года непрерывно создаются главы видеоромана «Сумасшедший принц». Видеороман писался-снимался Борисом Юханановым с 1986 по 1989 год. Отдельные главы дописывались-доснимались в 90-е годы. Принцип работы над каждой главой подразумевал съемки матрицы (одноразовый акт) и веер монтажных вариаций к ней, то есть многократное и разнообразное монтажное обращение с материалом матрицы.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ