Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Ылени: биография

Ылени хорошо разбиралась в вопросах христианской теологии. Из-под её пера вышло два религиозных произведения, одно из которых было посвящено Закону Божьему, а другое — Святой Троице и непорочности Девы Марии. Ылени также инициировала переводы религиозных текстов с арабского и греческого языков на геэз. В годы её регентства строились и восстанавливались церкви. Самой величественной из них была церковь Мэртуле-Марьям в Годжаме, выстроенная на собственные средства Ылени. В 1530-х годах Мэртуле-Марьям была разграблена и сожжена по приказу Ахмеда Грана, а затем окончательно разрушена в 1560-х годах, во время массовых миграций оромо. Многие деяния Давида II на внешнеполитическом поприще задумывались Ылени и претворялись в жизнь под её неофициальным контролем. Это касалось, в первую очередь, борьбы против соседних мусульманских султанатов. Ылени считала важнейшим условием процветания и благополучия государства заключение мира с соседями, а также обеспечение условий для торговли на землях, охваченных войной. Однако мусульмане пользовались поддержкой Османской империи, и Ылени понимала, что Эфиопия также нуждается в сильных союзниках. В качестве потенциальных союзников она рассматривала христианские страны Европы, заинтересованные в ослаблении ислама на востоке (мусульмане были серьёзной помехой в торговле с Индией) и способные оказать эфиопскому государству дипломатическую и военную поддержку.

По инициативе Ылени была предпринята попытка установления дипломатических отношений с Португалией, по-видимому, подсказанная посещавшими Эфиопию португальцами. Посольство к португальскому королю Мануэлу I Ылени поручила торговцу Матевосу (Матфею), представителю армянской общины, издавна существовавшей в Эфиопии. Официально Матевос был подданным Османской империи, поэтому он мог не опасаться встречи с турками на пути в Португалию. Кроме того, он слыл человеком осторожным — в своих многочисленных путешествиях Матевосу не раз приходилось сталкиваться с опасностями и преодолевать их. И то, и другое определило выбор кандидатуры на роль посланника в Португалию. С Матевосом Ылени передавала королю послание, написанное ей самой. В нём царица предлагала заключить союз против мусульман, скрепив его династическим браком, и вести с исламскими султанатами совместную борьбу — в частности, она просила португальцев прислать в Красное море свой флот, который, действуя параллельно с сухопутными силами Эфиопской империи, уничтожил бы мусульманское могущество в этом районе. В 1510 году Матевос покинул Эфиопию и спустя три года прибыл в Лиссабон, а в 1515 году, получив ответное письмо Мануэла I, собрался назад, но до Эфиопии не добрался по неизвестным причинам. В 1516 году Ылени попыталась заключить договор о мире и торговле с мамлюкским Египтом, но снова потерпела неудачу — в следующем году умер султан Туман-бей II, и Египет захватили турки. Зато на военном поприще Эфиопию ожидал крупный успех: в 1516 году войска во главе с молодым Давидом II разбили войска эмира Махфуза, совершавшего набеги на соседние районы. Эта победа обеспечила установление мира в Эфиопии на некоторое время и создала видимость стабилизации положения государства. Единственной, кто в полной мере осознавал степень мусульманской угрозы, была Ылени — Давид II же, уверенный в себе, перестал беспокоиться о ситуации на рубежах страны и принялся вести разгульный образ жизни.

Последние годы

Тем временем, предложения Ылени, полученные Мануэлом I, заинтересовали его — король как раз строил планы относительно дальнейшего укрепления португальских позиций за пределами Европы. В 1518 году монарх направил в Эфиопию своих представителей, но к 1520 году, когда те прибыли месту назначения, Ылени уже отошла от государственных дел, а Давид II, фактически не имевший отношения к установлению контактов с Португалией, оказал им прохладный приём. Он не хотел устанавливать тесные связи с португальцами, был против создания антимусульманской коалиции и ожидал от иностранцев лишь получения военной помощи и специалистов в области ремесла. В конечном итоге контакты между Эфиопией и Португалией ни к чему не привели. Состарившаяся Ылени, тем временем, прекратила участвовать в политической жизни своей страны. На смену осторожному внешнеполитическому курсу царицы пришла новая, воинственная, политика Давида II. Покинув двор, Ылени перебралась в свой удел в Годжаме и стала вести частную жизнь благочестивой богатой христианки. В апреле 1522 года бывшая регентша скончалась в преклонном возрасте — к моменту смерти возраст Ылени превышал 80 лет. «При дворе ходили многочисленные слухи и разговоры насчёт смерти царицы Ылени. Говорилось, что в связи с её смертью умрут и все они — от мала до велика; и что в ту пору, когда она была жива, все жили и находились под защитой и охраной; и что она для всех была и отцом, и матерью…» — сообщал Франсишку Альвареш.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ