Эжен Шюфтан, также Ойген Шюфтан (нем. Eugen Schfftan, 21 июля 1893, Бреслау, тогда Германская империя — 6 сентября 1977, Нью-Йорк) — французский и американский кинооператор, выходец из Германии.
Биография
Из еврейской семьи, родился в Силезии. Закончил Вроцлавскую художественную академию. Начинал в Берлине как художник-импрессионист, позднее — экспрессионист. В кино — с 1920-х годов, экспериментировал со спецэффектами, работал с Фрицем Лангом, Абелем Гансом и др. В 1924 изобрел и запатентовал метод комбинированных съемок с использованием зеркал, получивший название эффект (или процесс) Шюфтана. Эффект широко использовался в первой половине 20-го века. Как считается, процесс был впервые применен именно для съемок «Метрополиса», хотя есть свидетельства, что другие кинематографисты использовали подобные методы и раньше. Фриц Ланг хотел встроить реальные съемки актеров в миниатюрный макет стадиона. Чтобы создать эту иллюзию Шюфтан использовал специально изготовленное изогнутое зеркало с частично прозрачным стеклом. Он установил стекло под углом 45 градусов между камерой и миниатюрными зданиями, а актеров разместил в нескольких метрах от него. Так миниатюрные здания была показана на отражающей части зеркала, а актеры были сняты через прозрачную его часть. В качестве главного оператора впервые выступил в фильмах Роберта Сьодмака Люди по воскресеньям и Прощание (оба 1930), сразу же принесших ему известность. В 1933 через Австрию перебрался во Францию, в 1941 переехал в США. В 1947 получил американское гражданство. Дружил и переписывался с Зигфридом Кракауэром (их переписка опубликована в 2003).
Снял свыше 70 фильмов.
Избранная фильмография
- 1930: Четверо бродяг (Лупу Пик)
- 1932: Атлантида (Пабст по роману Пьера Бенуа)
- 1933: Голос без лица (Лео Миттлер)
- 1933: Сверху вниз (Пабст)
- 1934: Скандал (Марсель Л’Эрбье)
- 1934: Кризис закончился (Роберт Сьодмак)
- 1936: Нежный враг (Макс Офюльс)
- 1937: Йошивара (Макс Офюльс)
- 1938: Набережная туманов (Марсель Карне)
- 1943: Это случилось завтра (Рене Клер)
- 1944: Летний шторм (Дуглас Сирк)
- 1959: Головой об стену (Жорж Франжю)
- 1960: Глаза без лица (Жорж Франжю)
- 1961: Something Wild (Джек Гарфейн)
- 1961: Мошенник (Роберт Россен, премия Оскар за лучшую операторскую работу)
- 1964: Лилит (Роберт Россен)
- 1965: Три комнаты на Манхэттене (Марсель Карне)
Признание
Почетная премия немецкого кино (1964). Об операторе снято несколько документальных фильмов.