Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шульц, Гавриил Александрович: биография

Школа

В разное время, начиная с украинской поры, и потом, когда Гавриил Александрович был ещё аспирантом Академии в Ленинграде, а в дальнейшем — профессором, заведующим кафедрой архитектурно-декоративной пластики Строгановского училища в Москве, у него учились: Ю. В. Александров, И. Д. Александрова, М. К. Аникушин, А. Ф. Анистратов, С. С. Антонов, Н. Н. Атюнин, А. М. Белашов, Л. Л. Берлин, Г. П. Бессарабский, Н. В. Богушевская, В. П. Буйначёв, А. Н. Бурганов, М. А. Вайнман, Я. Г. Верич, М. Н. Вертинская, М. М. Воскресенская, Б. Я. Воробьёв, Х. Б. Геворкян, Г. А. Готенберг, А. А. Древин, Ю. П. Елисеев, В. В. Жуков, И. П. Казанский, Н. А. Калинушкин, Ж. М. Канканян, О. И. Калита, Л. Е. Кербель, Н. Н. Клиндухов, А. Н. Ковальчук, И. И. Козловский, О. А. Коломойцев, А. Н. Костромитин, И. К. Котов, Н. С. Кочуков, С. Лоик, Ж. Я. Меллуп, С. М. Миренская, А. К. Миронов, Д. Ю. Митлянский, М. А. Неймарк, Н. Б. Никогосян, М. А. Ногин, Б. К. Орлов, В. А. Похалецкий, Е. Б. Преображенская, Д. И. Регент, Н. И. Рудько, Д. Б. Рябичев, О. Н. Ряшенцев, И. Т. Савранская, А. П. Семынин, Л. П. Соков, И. А. Тенета, А. И. Торопыгин, Г. В. Франгулян, М. М. Харламова, Д. В. Хеидзе, Т. Г. Холуева, А. Н. Царенков, А. В. Цигаль, П. П. Чусовитин, В. В. Шандуренко, А. М. Шаршекеев, П. М. Шимес, С. А. Щербаков, Л. Ю. Эйдлин и др..

Во время эвакуации в Сибирь после ранения в 1942-м под Ленинградом, Г. А. Шульц был одним из первых учителей скульптора К. И. Суворовой, и живописца В. В. Прошкина, он стал первым учителем скульпторов Е. В. Мунц и В. Г. Петрова, графика В. Г. Траугота, которые с теплотой и признательностью всегда помнили, как Гавриил Александрович на себе привёз из Сибири внушительный тюк с их детскими работами.

Многие скульпторы следующих поколений не были студентами его мастерской, но, как известно, порой несколько советов по опыту и от видения дают более, чем наработанное за годы «штудий». А он щедро делился и светом своей души и приобретёнными навыками.

Если сопоставить стиль, манеру произведений его учеников, можно увидеть насколько разные мастера вышли из его школы. Это убедительно показывает такт его педагогического метода, когда талант будущего художника не обркается на прокрустово ложе догм академизма, а плучает от наставника стимул для самобытного воплощения. Он говорил: «Я не умею учить». Но профессионализм и свобода самовыражения скульпторов школы Г. А. Шульца показывает, скорее, обратное.

Любой ум, любое хитроумие, любую математическую и конструктивную одарённость человека способна вместить, вобрать в себя скульптура. Нет человеческого качества или таланта, которые оказались бы для скульптора лишними. Гавриил Шульц

Выставки

Общее число экспозиций, в которых участвовал скульптор не поддаётся учёту. Это — регулярные весенние и осенние выставки Союза художников, сначала — ленинградского его отделения, а впоследствии — московского; уже отмеченные выше выставки скульптуры под открытым небом в прибалтике. Персональных — в его жизни было немного, в первую очередь в связи с гонениями, которым подвергся А. Т. Матвеев и его ученики. Начало тому было положено ещё в 1940-х. Вот характерный пассаж из прессы того времени: «Как указали в своих выступлениях лауреаты Сталинской премии 3. И. Азгур и Е. В. Вучетич, педагог Матвеев за 30 лет не выпустил ни одного цельного мастера. Его программа преподавания представляет собой, по выражению Е. В. Вучетича, „шаманство“ и изобилует такими понятиями, как „скульптурное видение“, „способность объемно-пластического видения“ и т. п.». («Правда». 1948. 29 мая. № 150. С.3). Но искусство живёт по своим законам: невозможно «отменить» то, что лежит в основе самого творчества — природную потребность искреннего, не обрядного, самовыражения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ