Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Шио Мгвимский: биография

Когда было окончено построение храмов, Эвагри уведомил царя и просил освятить их. Царь Парсман VI (542—557) сообщил об этом католикосу Макарию (553—569) и просил его с епископами в день Пятидесятницы собраться в обители святого Шио и преподобного Эвагрия, чтобы освятить новые храмы. В ожидаемый день царь Парсман VI отправился с вельможами в обитель. Помимо него также пришли святой Иоанн Зедазенский и другие святые отцы. Католикос с епископами в течение недели освятил возведенные храмы. Затем царь и все собрание просили святого Шио, чтобы он принял на себя сан пресвитера (а дьяконом святой Шио был ещё в Антиохийской пустыне). Однако Шио решительно отклонил эту просьбу. Окончив всё, пришедшие разошлись по своим домам.

Последние дни

Однажды святой Иоанн Зедазенский решил посетить своих учеников, чтобы самому узнать, какой степени духовного совершенства достиг каждый из них. Взяв с собою своего ученика преподобного дьякона Илию, он пошёл с ним в обитель святого Шио. Братия, узнав о приближении их учителя, вышли ему навстречу и, приняв от него благословение, ввели его в храм Пресвятой Богородицы. Святой Иоанн, пробыв у них три дня и удостоверившись в высокой степени их духовного совершенства, возвратился на свою гору Зедазени. Шио, взойдя также на гору, припал к ногам святого старца и умолял своего учителя позволить ему в прежней его обители довершить начатый подвиг безмолвия затворничеством в пещере. Святой Иоанн благословил его на такой подвиг, сказав:

Чадо, да исполнит Господь прошение твое и да даст тебе терпение в подвиге твоем. Вместо этой бедной жизни найдешь в будущей нескончаемый покой, пребывая с праведными и вечно радуясь с ними. Иди и объясни желание твое католикосу, и, если он благословит тебя на это, значит выбор твой угоден Богу. Иначе не приступай к этому делу, ибо апостол Павел учит: "Повинуйтесь наставникам вашим, и будете покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших".

Получив наставление, святой Шио поцеловал ноги Иоанна Зедазенского, простился с братией и попросил поминать его в их молитвах. Опять подойдя к святому Иоанну и взяв последнее благословение на затворническую жизнь, он ушёл. Святой Шио, придя в Мцхету, вошёл в патриарший храм. В слезной молитве испросив здесь у Господа благословения на предстоящий тяжкий подвиг, преподобный вошёл к патриарху, который с радостью принял его. Святой немедленно объяснил ему о своём желании, прибавив, что он, по совету святого Иоанна, просит его согласия и благословения. Патриарх вздохнул из глубины сердца и прослезился, видя готовность святого Шио принести жертву по любви к своему Господу. Ученики долго умоляли святого не сходить в пещеру и не оставлять их сиротами. Однако в конце концов, написав сто шестьдесят поучений, Шио отправился в пещеру.

По преданию, затворничеством Святой Шио достиг совершенства великих подвижников. Его тело изнурялось от пощений, трудов, бдений, и от страшной пещерной сырости, лицо его совершенно почернело, и от всего тела остались только кожа да кости. Святой Шио считается красой Православной Церкви. По мнению М.Сабинина именно этим было обусловлено большое число паломников, которые принимали иночество. Между тем блаженный Шио оканчивал путь земной жизни, сохранив веру и душу свою, очистившись потоками слёз, имея перед глазами всегда смерть. Забыв совершенно о немощах природы человеческой, он взирал к небу и мысленно уже стоял у престола славы Иисуса Христа.

Наконец Богу угодно было призвать подвижника в вечный покой. Согласно Арсену Сепариели, Господь возвестил преподобному через Ангела о времени освобождения его от тела. Преподобный Шио, узнав о дне смерти, попросил к себе иерея со Святыми Дарами, которого спустили в яму на веревке. Святой Иоанн узнав о приближении к смерти своего любимого ученика Шио, поспешил прийти к нему, чтобы провести с ним последние минуты. Преподобный Шио завещал, чтобы тело его было оставлено в той же пещере, где он окончил последние дни своей жизни. Он хотел, чтобы после его смерти эта пещера сделалась местом упокоения и гробом его останков. Братья, исполняя волю святого, опустили в яму нескольких благоговейных старцев, во главе которых находились святой Иоанн и святой Эвагри — ученики святого Шио. Они одели Шио в его же одежды и со слезами и молитвами похоронили преподобного Шио. Остальные братья, собравшиеся со всех дальних и ближних пещер на погребение великого своего наставника и учителя, окружали отверстие ямы, вознося молитвы к Богу о упокоении души его. Как рассказывает Сабинин,

Они проливали горячие слезы, плача о том, что лишились такого великого учителя и наставника, но в то же время до слез радовались тому, что приобрели себе у престола славы теплого заступника и молитвенника.

Сама история жизни святого Шио дошла до нас в пересказе одного из константинопольских учеников святого Иоана Арсена Сепариели.

Шио-Мгвимский Монастырь

После смерти Шио монастырь быстро стал стал оживлённым центром культурной и религиозной деятельности и находился под личным патронажем Католикосов Грузии. Давид IV Строитель (1089—1125) сделал Шио-Мгвимскую обитель царским доменом и продиктовал правила (типикон) для монастыря (1123). Падение единого грузинского царства и непрекращающееся чужеземные вторжения привели монастырь в упадок. Период относительного оживления наступил когда грузинский царь Георгий VIII (1446—1465) предоставляет Шио-Мгвимский монастырь и его земли благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари, которые до 1810-х годов использовали его в качестве семейной усыпальницы.

Монастырь был опустошён вторжением (1614—1616) персидских войск шаха Аббаса I. Князь Гиви Амилахвари восстановил обитель в 1678 году, но в 1720 османская оккупация Грузии привела к ещё одному разрушению Шио-Мгвимского монастыря. Монастырь, восстановленный Амилахвари в 1733 году, был снова разрушен персами менее двух лет спустя. Впоследствии Шио-Мгвимский монастырь был восстановлен, интерьер его обновили в XIX веке, но обитель так и не смогла возвратить своё прошлое значение в духовной жизни Грузии. Во время советской власти монастырь был закрыт, часть мощей святого Шио хранившаяся в монастыре была сожжены, но одна кость сохранилась. Несмотря на то, что в советское время монастырь был закрыт, монахи всё равно продолжали тайно совершать богослужения. В настоящее время монастырь является действующим и привлекает большое число паломников и туристов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ