Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Шестаков, Пётр Дмитриевич

Шестаков, Пётр Дмитриевич

Другое

27 июня 1826 - 24 января 1889

попечитель Казанского учебного округа


Пётр Дмитриевич Шестаков (27 июня 1826 года — 24 января 1889 года, Казань) — русский педагог, учёный и общественный деятель, в 1865—1883 попечитель Казанского учебного округа.

Почётный член Императорского Казанского университета, Казанской духовной академии, общества врачей при Императорском Казанском университете и Казанского общества археологии, истории и этнографии.

Биография

Пётр Дмитриевич Шестаков родился 27 июня (9 июля) 1826 года. Закончив историко-филологический факультет Московского университета, всю свою жизнь он посвятил народному образованию, пройдя путь с самых низших педагогическо-служебных должностей до одного из высших постов в системе Министерства народного просвещения — попечителя учебного округа.

Свой путь педагога Шестаков начал в Тверской гимназии, где проработал учителем 3 года: с 1846 по 1849 год. Из Твери он переезжает в Москву, где до 1852 года он работает учителем в 4-й московской гимназии. В 1852 году Шестакова приглашают в Смоленск, где вплоть до 1855 года он работает инспектором, а с 1855 по 1860 год — директором местной гимназии. Там же, в Смоленске, в 1857 году Шестакова назначают директором губернского попечительского комитета о тюрьмах.

После этого Шестакова приглашают в аппарат попечителя Московским учебным округом. С 1860 по 1861 год он инспектор Московского университета, с 1861 по 1863 год — инспектор казённых училищ. В 1863 году он переезжает в Казань, где становится помощником попечителя учебного округа, а в 1865 году занимает открывшуюся вакансию попечителя этого одного из шести старейших учебных округов России. Эту должность он исполняет на протяжении восемнадцати лет, и 18 июня 1883 года подаёт в отставку по болезни.

Работа попечителя

Крупным институциональным преобразованием в системе управления народным образованием, которое пришлось на время попечительства П. Д. Шестакова, стало учреждение в 1869 году инспекций народных училищ, и в 1874 году — утверждение положения о начальных училищах. Начальные училища в то время были вне системы государственного образования: они содержались за счёт земств, сельских общин и добровольных пожертвований, а министерство народного просвещения (в то время им руководил Д. Толстой) выделяло на них незначительные средства. На каждую губернию поначалу назначался один инспектор. С 1874 года штат инспекторов был увеличен до трёх, с назначением над ними директора. Все они, по положению:

Ст. 21. Директор народных училищ избирается попечителем учебного округа из лиц, получивших высшее образование, и утверждается в должности министром народного просвещения. Инспекторы народных училищ избираются из лиц, известных педагогическою опытностью, и утверждаются в должности попечителем учебного округа.

— «Положение о начальных училищах» 1874 года

являлись непосредственными креатурами попечителей, которые подбирали на эту должность педагогов не только инициативных, но и способных ходатайствовать перед земствами об открытии новых школ, готовить и подбирать достойных учителей начальных школ, следить за хозяйственным состоянием школьных учреждений, способствовать развитию общественного мнения в пользу народного образования.

В состав Казанского округа входило шесть губерний: Астраханская, Вятская, Казанская, Самарская, Саратовская и Симбирская. Подыскивая кандидатуру на должность инспектора Симбирской губернии, в 1869 году Шестаков сделал выбор в пользу Ильи Николаевича Ульянова (1831—1886), отца В. И. Ленина. Приказом Управляющего министерством народного просвещения от 6 сентября 1869 года за № 19 И. Н. Ульянов был утверждён инспектором народных училищ Симбирской губернии с 1 сентября 1869 года.

Симбирскую губернию Шестаков объезжал за два года до того: в 1867 году «Журнал министерства народного просвещения» (ч. 134) опубликовал его обзор «О школах Буинского уезда Симбирской губернии». К тому времени в Симбирской губернии числилось 462 народных училища, в которых числилось свыше 10 тысяч учащихся. Из этих школ соответствовало норме не более 90; остальные же «пребывали в жалком состоянии или числились только на бумаге». Известно, что к моменту смерти Ульянова (1886 год) земства, городские думы и сельские общества стали отпускать на школьные нужды в 15 раз больше, чем в 1869 году. Было построено более 150 школьных зданий, а количество учащихся в них возросло до 20 тысяч человек. В этих цифрах — заслуга и И. Н. Ульянова как директора народных училищ, и П. Д. Шестакова как его непосредственного начальника, дававшего ход инициативам прогрессивных педагогов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ